Молитва «Отче наш»: напоминание о важных, но забываемых нами вещах

Протоиерей Владимир Долгих объясняет, почему нужно ежедневно читать молитву «Отче наш».

Наверное, нет в мире более известной молитвы, чем молитва «Отче наш». Для многих – это первая молитва, которой обучали нас наши бабушки, пронесшие веру сквозь период богоборчества. Мы настолько привыкли к ней, что даже забываем о скрывающейся за простыми и понятными словами глубине. Господня молитва часто «пролетает» мимо нашего ума и сердца, как нечто обыденное, как привычный «пролог» к молитвам другим. Но давайте, хоть немного, хоть ненадолго остановим наше на ней внимание.

Молитва «Отче наш» на старославянском языке – это, пожалуй, одна из немногих молитв, полностью понятных без перевода и это одна из ее, скажем так, практических ценностей. Наши лингвистические познания в этом плане достаточно скудны, мы можем научиться читать на «непонятном» языке, но в реальности, никто из нас язык не знает так, как обычно знают языки. Именно поэтому большинству легче улавливать текст на старославянском русскими буквами. Для приобретения навыка восприятия языка полезно тексты на старославянском слушать или читать на старославянском. В этом плане мы где-то схожи с нашими предками (хотя, им было все-таки попроще), и вот почему… Древнерусский язык – это разговорный язык всех славян. От него в разные времена как раз и произошли, так называемые, изводы русского, украинского, белорусского, болгарского, сербского и прочих славянских языков. Да, когда-то жители Праги и жители Новгорода могли без особых затруднений понять друг друга. Используемый нами сегодня в богослужениях церковнославянский язык – это более поздняя редакция языка старославянского. Он, хотя и родственный древнерусскому, но язык принципиально другой. Старославянский язык – это как раз тот язык, который возник у южных славян благодаря трудам учеников св. равноап. Кирилла и Мефодия, в частности, свят. Климента Охридского.
На нем никто никогда не говорил, он всегда был языком церковной богословской и литургической письменности.

В этом плане текст «Отче наш» на старославянском языке приобретает особую ценность, так как является своего рода «ниточкой» связывающей нас с культурой и духовностью наших предков. Полный текст на старославянском найти несложно, поэтому не стоит пренебрегать возможностью обращения к нему, не упуская и такой, вроде бы незначительный, нюанс как чтение «Отче наш» с ударением.

Толкований на все семь прошений Господней молитвы существует большое множество, рассмотреть которые, в рамках небольшой публикации не представляется возможным, поэтому ограничимся лишь общими замечаниями.

Начинается молитва словами обращения к нашему Богу Отцу, а, как замечает прп. Максим Исповедник, подобным образом обращаться может только сын (или дочь). Таковыми Богу мы является как происхождению, так и по благодати. За просьбой о пришествии Царства Господнего и реализации воли Его, сразу следует прошение о даровании хлеба насущного. Это свидетельство единства Бога и человека, существ небесных и существ земных; это свидетельство скрепления воедино материальной и духовной составляющих нашей природы, распад которой – противоестественная трагедия, явившаяся в результате грехопадения. Также свящмуч. Киприан Карфагенский напоминает нам, что понятие «хлеба» можно воспринимать и в сверхъестественном смысле, ведь «хлебом жизни» для нас является Христос и, в отличие от обыкновенного хлеба, который может быть достоянием всех людей, Он – «хлеб» только наш, христиан.

Грех – это не просто некое юридическое нарушение закона, его вообще никак нельзя ограничить лишь правовыми категориями. Любое совершение греха должно восприниматься нами как отпадение от Бога, разлука с Источником, с Хлебом нашей жизни. Поэтому и покаяние есть примирение с Господом. Отсюда и прошение об оставлении долгов, является актом примирения, а условие его исполнения – наша способность прощать собственных обидчиков. Ежедневно читая молитву «Отче наш» мы постоянно напоминаем себе о собственной греховности, что мы и дня не можем прожить без проступков и тем самым устраняем самодовольство и самомнение.

Важно сказать и о том, что из упомянутой трагичности разлучения души и тела человека гармонично вытекает просьба о не введении в искушение и избавлении от лукавого. Искушение – по удачному замечанию прп. Максима – это закон греха – т.е. та самая причина раскола человеческой природы, а лукавый – источник искушений, демон-соблазнитель, единственной целью которого является пагуба человека через усугубление возникшего раскола. Также здесь мы видим, что инфернальные силы, хотя и обладают собственной активностью, но действуют в нашей жизни ровно настолько, насколько им позволит Господь. Таким образом, во всем творении, в том числе и в злых духах, действует Промысел Божий. Господь попускает бесам приближаться к нам, мы, в свою очередь, проявляя волевое усилие, ища помощи у Всевышнего, просим избавить нас от них, тем самым взращиваем в себе любовь к Богу, приближаемся к Нему.

Эти небольшие замечания – лишь маленькая толика тех тем, которые можно вынести из молитвы «Отче наш», поэтому, обозревая полностью текст молитвы, можно и нужно воспринимать его не только как обращение к Богу, но и размышлять над ним. У каждого из нас есть время, когда мы гуляем в парке, едем в транспорте, или просто как-либо перемешаемся из точки А в точку Б, и в это время не стоит бездумно смотреть в окно, себе под ноги, но лучше подумать над темами вечными, что, в свою очередь, поможет отвлечься и от мыслей греховных.

Опубликовано: Fri, 13/11/2020 - 10:11

Статистика

Всего просмотров 115,921

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle