Взгляд, направленный в вечность, или Несколько историй из житий новомучеников

Как умирали новомученики.

Человек создан по образу и подобию Божию. Образ Божий – это свободная воля, разум, возможность самоанализа, речь и прочее, отличающее нас от мира животных и растений. Это то, что дано. Подобие Божие – призвание человека быть подобным Богу. Это то, к чему необходимо стремиться.

Апостол Павел сказал, что «Бог всегда пребывает верным». И это Его свойство, Его природа, «ибо отречься Себя Он не может» (2 Тим. 2:13).
Новомученики уподобились Богу в верности. Они по призыву Книги Откровения были верны до смерти, чтобы получить венец жизни (Апок. 2:10).

Как и тысяче другим святым, священномученику Михаилу Пятаеву перед расстрелом на допросе неоднократно предлагали отречься от веры и священства и идти работать учителем, но он не принял этого. Последнее слово его было: «Верить в Бога – это есть людям радость и счастье. Это не значит, что я совершаю преступление».

Как отречься от правды?

Главный критерий, по которому судил Собор 2000 года в деле прославления новомучеников, – это стояние за правду перед лицом пыток, тюрьмы, лагеря и смерти. Остался ли мучимый верным другом, пастырем и христианином? Верным Богу, ближним и себе как образу Божию. Если оставался – это святость, это потрясало окружающих. Свидетели расстрела священномученика Константина (Голубева) вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор.

Один из иерархов того времени говорил, что для христианина привилегия умереть мучеником, он на Суде может предстать пред престолом и сказать: «Я по Твоему примеру поступил, Господи!»

Вот что значит уподобиться Богу – быть подобным Ему, Его жизни и Его последним дням на земле. Не вопить, не просить помилования у слуг сатаны, молча предавая себя в руки Божии.

Сщмч. Амвросия (Гудко) вывели в поле, он стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока рыли ему неглубокую яму, далее последовали  выстрелы.

Сщмч. Макария (Гневушева) расстреливали четырнадцатым. Он всех благословлял словами «с миром отыди». Когда дошла очередь до него, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, владыка сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твоё, твори волю пославшего тебя».
Каждая история из жизни новомучеников сильна своим свидетельством, что они предали себя в руки Божьи. Поэтому есть откровенно потрясающие даже внешне курьезные случаи. Некоторым новомученикам Господь давал силу смеяться над муками и смертью. Священномученика Аркадия, епископа Лубенского, викария Полтавского приговорили к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора отец Аркадий заснул, конвоиры были вынуждены разбудить его, чтобы сообщить, что он приговорён к смерти. «Ну что ж, – сказал священник, – благодарю Бога за всё. Для меня смерть – приобретение». По хлопотам родных приговор заменен 5 годами тюрьмы.

Конвоирами и палачами сщмч. Михаила Накарякова были назначены его односельчане. По дороге они говорили: «Батюшка, мы тебя везем расстреливать, а нам тебя жалко. Мы все помним тебя, ты нас учил, помогал семьям. Не можем мы тебя убить. Мы будем стрелять в воздух, а ты падай, а то иначе тебя застрелим, а мы этого не хотим.
– Нет уж, что распорядились делать со мной ваши начальники, то и делайте, – сказал священник».

Таков был подлинный ответ христианина. Батюшку они действительно не расстреляли, но недолго он оставался в тленном мире, другие нашлись палачи.

Как в жизни, так и перед лицом смерти праведник являет добродетель, в этом уподобляясь Иисусу. Вспомним Христа, исцеляющего ухо Малха. Душераздирающая картина. Добро для палача. Подарок врагу. Милосердие, стремящееся забыть зло и лишь любить. Толкователи этого пассажа Писания отмечают, что Христос сделал это чудо силой Своей Человеческой святости, так как Он уже скрыл свет Своего Божества: «Сие время ваше и власть тьмы» (Лк. 22:53).

Такими были новомученики: несущие мир, молитву и любовь, когда перед глазами уже стоит крест на Голгофе. Сщмч. Мефодия (Красноперова) за попытку обратиться с проповедью мира к толпе красноармейцы сперва закололи штыками, а потом вонзили крест в одну из его ран. Мы помним кончину первого священномученика Иоанна Кочурова – первого из новомучеников-священников, организовавшего крестный ход во имя мира и прекращения начинавшейся Гражданской войны, за что и был убит на заре кровавой революции.

В 1921 году в Кызыл-Жарский скит приехали трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Сщмч. Серафим Богословский угостил их чаем и положил спать. Сам он не спал, читал правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину и выстрелили. Он успел крикнуть: «Анатолий!». Затем красноармейцы по дорожке пошли к отцу Феогносту, который по ночам обычно молился в пещере. Возможно, устав от ночной молитвы, он прилёг в своей келье отдохнуть. Как лежал он, скрестив на груди руки, так и остался – они выстрелили ему в сердце.

Сщмч. Варсонофий (Лебедев), когда подвели его с паствой к месту расстрела, сказал: «Вот наша Голгофа». Рядом идущую побледневшую прмц. Серафиму (Сулимову) поспешил подбодрить: «Матушка, ты лицо духовное, нам надо на смерть идти не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой завидовать будут».

Священномученик Михаил Новицкий требование иудея выдать церковные ценности ночью выполнять отказался. Иудей так сильно избил священника, что тот не смог двигаться. Свою последнюю Литургию батюшка отслужил в день Светлого Христова Воскресенья лёжа, а через два дня скончался.

Отличительной чертой наших мучеников является мужество. Но это мужество не геройство, а мужество в принятии воли Божией. Как когда-то в Гефсиманском саду Спаситель, они, Его ученики, спешили твердить: «Не моя воля, но Твоя, Господи, да будет». Это храбрость лицом к Жизни вечной. Когда воля и сердце устремлены к вечности, смерть становится временной и проходящей. Только так приобретаются вечность и радость жизни с Богом. Это хорошо выражено в словах прпмч. Исаакия (Бобрикова) Оптинского: «От креста своего не побегу».

В таком расположении можно спокойно идти из смерти в жизнь. Сщмч. Петр (Зверев), в очередном заключении, уже больной тифом, вечером несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

«Жить больше не хочу на земле, в руки Твои предаю дух мой, слава Богу за все» – как велики эти слова! Так может сказать только тот, кто подлинно стоит у врат Царства.

Один из монашествующих страдальцев отвечал следователю: «Зачем я буду отказываться от Бога? Я один, у меня нет ни жены, ни детей, никто из-за меня не пострадает, я пойду и умру за Христа. От Бога я не откажусь, что хотите со мной делайте. И крест я с себя не сниму».

Говорят, когда расстреливали известного ученого, имевшего 30 патентов на свои изобретения, священника Павла Флоренского, все заключенные не сговариваясь встали на колени в молитве за его душу, а когда умер Ленин, конвоиры всех заставляли силой и угрозами подняться с нар для минуты молчания. Такая разница между смертью праведника и грешника: от первого веет небом и свободой, от второго – адом и насилием.

Иерей Андрей Гавриленко

Теги

Социальные комментарии Cackle