«Церковный Суд не судит, а исследует обстоятельства нарушения канонов» — судья епископ Климент (Вечеря)

На своем последнем заседании (1 апреля) Священный Синод УПЦ назначил Преосвященных Украинской Православной Церкви судьями Церковного Суда УПЦ
Что значит — быть церковным судьёй? Чем конкретно занимается Церковный Суд, и какие вопросы рассматривает? Об этом специально для «PravLife» — один из членов Церковного суда епископ Ирпенский Климент (Вечеря), глава Информационного отдела УПЦ.
 
— Думаю, у многих на слуху слова Нагорной проповеди – «Не судите и несудимы будете» (Мф. 7, 1). Рядом с ними сами термины «судья» или «суд» вызывают диссонанс. Я бы сразу заметил, что Церковный Суд не судит в прямом смысле, то есть не выносит приговоров,  а исследует различные обстоятельства, связанные с нарушением церковной дисциплины и канонов. Церковный Суд не определяет наказаний. Высшими инстанциями, которые утверждают вопросы канонического характера, является Собор и Синод.  Собственно говоря, тот, кто нарушает церковные правила, кто грешит, преступая святоотеческие наставления, тот уже сам себя наказывает, обособляясь от Церкви. 
В компетенции Церковного Суда находятся вопросы, которые, по преимуществу, имеют отношение к священникам и епископам. Иногда в церковной среде возникают какие-то трения, недопонимания. Иногда кто-то может ошибиться, ведь мы все подвержены искушениям. В таких ситуациях нельзя принимать решения наспех. В них нужно хорошо разобраться. Сам Христос об этом говорит в Евангелии от Матфея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Вот перед тем, как будет произнесено определение церковной власти о тех, кто нарушил каноны, необходимо тщательно исследовать все обстоятельства такого дела.
В посланиях апостола Павла есть место, в котором он усваивает Церкви образ Тела, в котором все мы – его части, а его глава – это Христос. Проблема церковных нарушений состоит не в том, что кого-то наказывают. Ее драматичность заключается в конфликте кого-то одного со всем церковным телом.   Те, кто исследуют такие нарушения, всего лишь свидетельствуют: человек, переступающий заповеди и церковное предание, сам поставил себя вне церковного общения.
За нарушения церковной дисциплины не полагается никаких физических наказаний или юридических взысканий. Самым большим наказанием для человека может стать отлучение от Причастия Святых Тайн. Дело в том, что все, находящиеся в конфликте с церковной полнотой, в той или иной степени пребывают в состоянии озлобленности. Само такое состояние является каноническим препятствием для евхаристического общения, о чем говорят Евангелие и Апостольские послания.
Мне, как человеку, на которого возложено послушание быть одним из членов Церковного Суда, искренне хочется, чтобы Церковь никогда не нуждалась в такого рода инстанциях. Даст Бог, все трения в церковной среде, как ранее, так и впредь, будут решаться в духе братской любви, не доходя до последних инстанций.

Теги

Социальные комментарии Cackle