О спасательной провокации

Притча о блудном сыне – это прямое указание на то, что невозможно войти в Царствие Божие без скорбей (см. Деян. 14:22).

Блудный сын осознал свое состояние только тогда, когда ему стало очень плохо (см. Лк. 15:11–32). Пока он ел, пил, блудил, веселился, ему некогда было думать о вечности.

Старший сын, постоянно находившийся возле отца, – это образ человека, который пытается всё тщательно исполнять, быть во всём послушным, чтобы избежать скорбей. Однако результат этого довольно плачевный: жизнь не учит его сочувствовать, сострадать, сорадоваться.

Значит ли это, что нужно быть провокатором, уподобляться блудному сыну, то есть побуждать себя ко всяческим недобрым поступкам, не слушаться родителей и старших, начальников, чтобы за это получить наказание, почувствовать скорбь и так научиться сочувствовать другим?

Нет, это не так! Господь не отменил заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Он не отменил и все другие заповеди: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не завидуй (см. Исх. 20:2–17).

Такими обстоятельствами, которые учат нас прислушиваться к другим и сочувствовать им, которые уменьшают дебелость (грубость) нашей души и тела, является время Великого поста. Как говорят святые отцы, пост – это объявление войны самому дьяволу.

Кто постится, однако пытается пост как-то ослабить или постится лишь телесно, а душевно во всём проявляет несдержанность, тот уподобляется старшему сыну, в сердце которого не появилось ни капли сострадания или радости из-за того, что младший брат вернулся в родительский дом. В его сердце были только обиды на отца и осуждение брата.

Кого в этом мире больше? Тех, кто кается и возвращается в отчий дом, находит путь в Церковь, или тех, кто считает себя очень правильным, праведным и справедливым, но не имеет в сердце элементарного человеческого сострадания? Наверное, последних гораздо больше.

Основная причина этого – пренебрежение постом. Сколько людей будут в этом году поститься? Единицы. И это при том, что идёт война. Когда Господь послал пророка Иону в Ниневию сказать, что при великом нечестии его жителей она будет уничтожена, то все соблюдали строгий пост и даже посыпали свою голову пеплом. И Господь обратил гнев Свой на милость и помиловал всех (см. Ионы 3:2–10).

Где пост большинства людей, которые так же пребывают под постоянной угрозой уничтожения? Все видят, как прилетают ракеты в дома киевлян, днепрян, одесситов, харьковчан. Почему же мы так нечувствительны? Выходит, что большинство из нас не только не имеет сострадания к другим, но даже чувства самосохранения. А это состояние не живого, а мертвого человека. Задумаемся, не конкретно ли нам адресованы грозные слова Книги Апокалипсис: «…носишь имя, будто жив, но ты мертв (см. Апок. 3:1)»? Что еще должно произойти, чтобы мы, подобно блудному сыну, пришли в себя? Какие беды еще должны обрушиться на наши головы?

Однако вместо поста продолжается постоянное нагнетание ненависти, вместо молитвы и покаяния – постоянное осуждение других. Даже в такое время вместо воздержания – богатые наряды, застолье и веселье. А во всех средствах массовой информации даже неприкрытое наглое разжигание межрелигиозной розни, многократно превышающее антицерковную пропаганду, которая велась в безбожные советские времена.

Кому это выгодно? Лишь тем, кто привык ко греху и даже самые гнусные хочет объявить нормой; тем, кто стал другом не Христа, а лукавого.

Приближается время Великого поста. Задумаемся: как мы его проведём? Станем ли в ряды тех, кто оправдывает грех и всякое беззаконие, или будем подражать святым, которые именно благодаря посту наносили решительный удар лукавому и так достигали покоя и мира.

Архимандрит Маркелл (Павук)

Социальные комментарии Cackle