Митр. Антоний (Паканич): Нужно ли Церкви меняться вслед за миром?

Духовные беседы.

В Церковь приходят разные люди. Многие со смирением, скромно принимая то, что находят в Ней, а если видят, как им кажется, какие-то недостатки церковной жизни, то терпеливо их переносят, понимая несовершенство земной жизни и осознавая, что с пороками не достичь Царства Небесного. А есть такие, кто уже с церковного порога одержим реформаторским зудом, кто стремится всё модернизировать, изменить «во имя прогресса» и новых ценностей, модных на данный момент.

Конечно, в Церкви с течением времени происходят изменения. Это относится и к богослужению. Меняется его строй, язык. В целом меняется взаимодействие с миром. Но всё это происходит неспешно, взвешенно и продуманно. Ведь любое форсирование событий, под каким бы благим лозунгом ни проводилось, чревато расколами и нестроениями. Достаточно вспомнить раскол XVII века, спровоцированный слишком ретивым внедрением реформ патриарха Никона. И в этом случае не стоит обходить вниманием людей с особым ультраконсервативным восприятием Церкви, для которых внешние проявления обрядности имеют ценность больше, чем их суть. Но ведь и они чада Церкви. И к ним тоже нужно искать подход точно так же, как к церковной интеллигенции. Церковь не разделяет своих детей на более или менее важных, независимо от их политических предпочтений, уровня образования и т. д. В Церкви важны все.

Вообще, вопрос любых реформ церковного устройства крайне деликатный. Он всегда требует всестороннего рассмотрения. А самое главное ‒ правильных приоритетов, особенно в отношениях с миром.

Мир меняется, и Церковь тоже меняется, но меняется не ради мира как такового, а лишь ради взаимодействия с ним, ради тех людей в миру, которых можно спасти. Ведь мир остается миром ‒ грешным, безбожным, преходящим и зачастую враждебным Церкви: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:17).

Таким образом, если реформы в Церкви направлены не столько для спасения человечества, сколько для того, чтобы стать ближе к миру, они однозначно вредны. Любой реформатор должен себя спросить: «В чем именно моя цель и каковы могут быть последствия? Привести в Церковь больше людей? Но не оттолкнет ли мое деяние еще большее количество людей?» Это касается всего: языка богослужения, церковного календаря, управления Церковью и т. д.

Если цель реформаторов лежит не в церковной плоскости, а мотивируется абстрактным прогрессом, желанием быть современным, инклюзивным, демократичным и прочими модными лозунгами, это стремление не от Бога. За миром и его стремительными изменениями и модными тенденциями угнаться невозможно, но вот потерять Бога в этой погоне ‒ очень легко. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ‒ говорит Господь. 

Записала Наталья Горошкова

Теги

Социальные комментарии Cackle