Почему Церковь так чтит свт. Кирилла Александрийского?

Какими бывают святые, о чем они думают, какие ставят перед собой цели? Давайте поговорим об этом на примере главного вдохновителя Третьего Вселенского собора свт. Кирилла Александрийского, день памяти которого Православная Церковь празднует 22 июня.

Писать о нем можно не просто много, а практически бесконечно, во всяком случае, в рамках человеческих возможностей. О святителе составляют огромные исследовательские монографии, ну а мы постараемся всё это кратко обобщить.

Как и подобает для христианина, центром жизни свт. Кирилла было Священное Писание и Предание, являвшиеся буквально основой всего его миросозерцания. Только через библейские тексты и труды святых отцов можно проложить путь к Истине, поэтому к Писанию святитель прибегает не только как толкователь, но и как догматист, как учитель, проповедник и духовник. Библия фактически формировала ту атмосферу, в которой жил Александрийский владыка. Когда-то свт. Иоанн Златоуст сказал: «Подлинно, чтение Божественных Писаний есть духовный луг и рай сладости, рай сладости, превосходнейший того рая. Этот рай Бог насадил не на земле, а в душах верующих; этот рай Он поставил не в Эдеме и не ограничил одним местом на Востоке, но распространил по всей земле и распростер до пределов вселенной», – точно так же трепетно относился к Откровению и свт. Кирилл.

Наследие святых отцов знаменитый Александрийский архиепископ сохранял не менее бережно, однако, при всем его многообразии, он все-таки оставался приверженцем традиции родной Александрийской школы, в частности, творениям своего великого предшественника свт. Афанасия, что во многом определило изложение им учения о Троице. Троичность Бога свт. Кирилл считал высшей истиной веры, открывающейся только во Христе и через Христа. Вслед за Афанасием Кирилл использует метод аналогий, осознавая его ограниченность, тем не менее он говорит о возможности посредством тварного бытия постижения бытия Божественного.

По характеру богословие Александрийского святителя в высшей степени сотериологично. Именно поэтому Кирилл стал главным действующим лицом православия в период несторианских споров. Если Бог единственный и подлинный Источник Жизни, то разрыв с Ним непременно ведет к гибели и душевной и телесной, а само грехопадение было не чем иным, как таким разрывом. В итоге материальная часть человеческой природы подверглась тлению, а душа лишилась Святого Духа, оформившего ее по образу Божию. Грех прародителей, по мнению свт. Кирилла, был их личным грехом, однако привел к повреждению всего человеческого естества, «затмил красоту боговидного образа». Вернуться к прежнему состоянию человек сам не в силах, а потому понадобился Искупительный подвиг Христа, как пишет кардинал Кристоф Шенборн: «Принятие смертной плоти Предвечным Словом истолковано Кириллом вполне реально. Соединившись с плотью, “Слово изливает на нее (плоть) сияние собственной славы”. В чудесном обмене плоть получает жизнь, славу, неразрушимость Божественной природы, она “исцеляется животворящей силой Логоса”. Целью обмена является наше спасение: “Слово должно обладать тем, что наше, чтобы дать то, что Его”. Когда Христос воспринял нашу плоть, Он в известном смысле соединил Себя со всем человечеством». Некоторые исследователи называют свт. Кирилла ярким представителем «христологии сверху», в которой делается акцент на движении горнего мира к миру земному.

Кирилл Александрийский жил в эпоху не до конца сформировавшейся богословской терминологии. Да, великие каппадокийцы, благодаря своему спокойному и светлому уму, устранили словесные путаницы времен арианских споров, но христианству предстояло противостоять еще множеству ересей. Ум свт. Кирилла был горячим и порывистым, от того возникало недопонимание с представителями антиохийской школы. Потому одной из заслуг Четвертого Вселенского собора было изложение богословия Александрийского архиепископа на понятном для антиохийцев языке.

Следует также сказать, что возникшие немного позже монофизиты при построении своего богословия ссылались на творения свт. Кирилла. Действительно, на то были свои причины, но сам святитель стремился идти «средним путем», избегая любых крайностей и искренне стремясь наиболее точно постигнуть способ единения Божественной и человеческой природ в Лице Богочеловека.

Естественным следствием христологии свт. Кирилла было его учение об обожении, предполагающее активную роль человека. В этом смысле он шел за своими идеологическими предшественниками, такими как свт. Ириней Лионский, Климент Александрийский, свт. Афанасий и свт. Григорий Богослов. Святитель строил свою мысль на идее «возглавления» Спасителем всего человеческого рода, которую он называет «истинной и наиболее главной (родовой) причиной Вочеловечивания Единородного». Благодаря Христу человек возрождается духовно, нравственно, физически и как бы заново начинает свое бытие. Все Три Лица Троицы участвуют в обожении, как указывает святитель: «Бог, через Духа, творит в святых душах причастие Своим свойствам, благодаря чему мы становимся сообразными природному Сыну Божиему и, соответственно Ему, называемся богами и сынами Божиими». Для свт. Кирилла обожение, завершавшееся в будущем веке, начиналось уже во время земной жизни и было невозможно без Церкви и её Таинств. В первую очередь Крещение дает человеку то оправдание, которого не давал ветхозаветный Закон. Святитель Кирилл называет это Таинство обручением человека Христу. Кроме того, Крещение было необходимым условием для участия в другом Таинстве – Евхаристии. Само учение о Евхаристии свт. Кирилла было плотно связано с его христологией и дискуссией с несторианами. Так как человек состоит из тела и души, то он считал, что Евхаристия служит не только для духовного, но и для телесного соединения со Спасителем. «Евхаристия есть жертва не духовная только, но и материальная, – подытоживает святитель, – верующие, причащаясь этой жертвы, причащаются Христа не духовно только, но и телесно».

Таков был свт. Кирилл Александрийский – христианин невероятной ревности, горячего ума и искренней, беззаветной преданности Христу. Мы лишь наметили некоторые интересные стороны его учения, за которое вскоре после его смерти в 444 году последует активная борьба между монофизитами и православными. Нам же сегодня достаточно и того, чтоб не только помнить о святителе, но и знакомиться с его наследием и следовать его примеру.

Протоиерей Владимир Долгих

Опубликовано: Wed, 22/06/2022 - 11:18

Статистика

Всего просмотров 1,181

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle