Когда выстаиваю долгие постовые службы, под конец уже ничего не соображаю от усталости. Что со мною не так?

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Описанное состояние так или иначе знакомо каждому. Более того, о подобном даже не стеснялись писать в мемуарах известные и авторитетные духовные лица. Например, протопресвитер Георгий Шавельский так описывал свои ощущения от продолжительных постовых служб: «Даже в пустой церкви, при двух-трёх богомольцах мы… по 4-5 часов, не прерывая службы, своими чтениями и пениями прославляли Господа. Признаюсь, часто после таких служб не умилённым, а раздражённым выходил я из церкви».

И это, заметьте, при том, что данное воспоминание относится к тому времени, когда будущий протопресвитер армии и флота нёс служение псаломщика. А в дореволюционную пору сельский псаломщик во время службы и одной спокойной минуты не имел. Он должен был и петь, и читать, и, нередко, делать всё это в одиночку. То есть в течение долгой постовой службы он постоянно пребывал в действии. И всё равно уставал. Причём, как видим, не только физически. Наши же прихожане на протяжении всей службы, а в будний день Великого поста это от трёх до пяти часов, просто стоят на одном месте. Разнообразят стояние только земные поклоны да возможность ненадолго присесть, в случае усталости. При этом постовая служба монотонна, практически лишена привычного разнообразия, с явным преобладанием чтения над пением. Как тут не утомиться?

Спору нет, у искренне верующего человека молитва не может вызывать ничего, кроме духовного подъёма и радости. Во всяком случае тяготиться он ею точно не должен. Но вопрос в другом: сколь бы мы ни были церковны, соответствуем ли хоть сколько-нибудь евангельскому идеалу? Тому самому, который предполагает твёрдую веру, чистую совесть и искреннюю молитву? Вопрос с совершенно очевидным, само собой разумеющимся ответом. Вся наша духовная жизнь состоит по преимуществу из борьбы с грехом, с привычками, пороками и страстями. Другими словами, вся она сплошное преодоление нашего собственного несовершенства. Преодоление, требующее усилий, терпения и времени. Нет ничего удивительного, что по прошествии нескольких часов продолжительной, монотонной службы ощущение усталости настолько овладевает нами, что напрочь вытесняет всякую радость от молитвы. Но так будет всегда, если, испытав подобное раз-другой, мы перестанем приходить на постовые службы и ограничимся привычными богослужениями воскресений и праздников. Проще говоря, путь к искренней молитве, приносящей радость независимо от продолжительности, пролегает через усилие, терпение и усталость. Собственно, одна из целей, пусть и не основная, великопостного богослужения состоит, в частности, в том, чтобы максимально правдиво показать нам самих себя. На привычных Литургиях, на праздничных всенощных, на уставных молебнах нам всё известно и понятно. Мы знаем, когда нужно особенно сосредоточиться, когда стоять прямо, когда склонить голову. У нас есть любимые песнопения и молитвы, которые мы знаем наизусть. На этих службах мы в основном внимательны, в меру восторженны и нередко радостны. И кажется, будто всё хорошо, будто так и должно быть, будто и мы недалеки от Царствия Божия.

Но приходит Великий пост, и привычное богослужение становится другим. Его продолжительность, монотонность, однообразие напевов сразу же дают нам понять, что всё, что было в нас радостно-восторженного и елейно-благостного, вызывалось не столько верой и молитвой, сколько собственными нашими чувствами и эмоциями, что молитва, как разговор с Богом, не стала нам более привычной, чем была на момент воцерковления, что все наши перемены к лучшему не более чем мимикрия под изменившую обстановку. И, с этой стороны, наша усталость, от которой по окончании службы не хватает сил ни говорить, ни думать, – чрезвычайно полезный опыт. Он отрезвляет и стимулирует одновременно. Две-три будничных постовых службы – и, глядишь, мы уже и не думаем о себе высоко, и собственный, с позволения сказать, духовный уровень оцениваем трезво. Да и к ближним, которых ещё недавно с лёгкостью осуждали за хождение по храму и сидение во время службы, относимся куда снисходительнее.   

Так что то, что происходит с вами, целиком и полностью в порядке вещей. И хоть само по себе это не слишком хорошо, всё же возможность изменить ситуацию к лучшему полностью в ваших руках.

Теги

Социальные комментарии Cackle