Напрасная вера: её причины и духовные последствия

В апостольском чтении Недели 12-й по Пятидесятнице содержатся строки, вызывающие у читателя недоумение.

Апостол Павел предупреждает своих слушателей, что его благовестие служит только началом спасения для уверовавших во Христа. Окончательное избавление от прежнего, греховного образа жизни настаёт лишь в том случае, если христиане «не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:2). Неужели вера в Бога может быть напрасной? Попробуем разобраться в этом.

Для начала стоит задать самим себе конкретный вопрос: в какого Бога мы уверовали? А точнее: мы уверовали в реального Бога или в образ Бога, написанный самими нами? Известный современный миссионер и блогер – священник Николай Бабкин сказал по этому поводу замечательные слова. «Если вера – просто взгляд на жизнь, вообще не важно, во что верить. Главное, чтобы ‟бог” тебя устраивал и оправдывал, когда нужно». Не напоминает ли это утверждение наше собственное одностороннее видение образа Бога милующего? «Очень легко верить в небесного добряка, но невыносимо любить карающего инквизитора», – немного жёстко, но справедливо замечает отец Николай.

Действительно, когда человек сталкивается с такой нелицеприятной правдой, напрасность его веры становится всё более очевидной. «Если Бог может не только по голове гладить, но и наказывать меня за плохие поступки, тогда зачем в Него верить? Это же не выгодно для меня!». Такие размышления часто витают в умах современных людей. Осознавший эту истину может начать подчёркнуто позиционировать себя атеистом либо начать искать более лёгкие пути для мнимого «спасения», доверяя мантрам, астрологическим прогнозам и другим средствам одурманивания человеческого сознания.

Но напрасность в вере может настигнуть даже на первый взгляд – воцерковлённого человека. Представим себе такой пример. Прихожанин регулярно участвует в Таинствах, каждое воскресенье посещает храм, вычитывает молитвенное правило, соблюдает посты, но в его духовной жизни ничего не меняется к лучшему. Наоборот, к нему подступает щемящее чувство душевного выгорания, когда уже ничего не хочется делать: и богослужения не в радость, и подготовка к Таинствам приобретает формальный окрас. Такой христианин становится похожим на воздушный шар. Он вроде хочет взмыть в небо, но стоит лишь немного надавить на него иглой, как он тут же лопается. Так и человек, желающий как можно быстрее взять духовные вершины, мгновенно «сдувается» при подступлении к нему различных скорбей и житейских неурядиц. Стоит вопрос: почему так происходит? Ответ прост: из-за тщетной, то есть – бесполезной веры.

Духовное возрастание человека подобно пирамиде. Точка, с которой начинается восхождение, у каждого своя. Кто-то приходит к вере через скорби или смерть близкого. Кто-то впервые открывает Евангелие и вдруг совершенно ясно осознаёт, что всё написанное там – непреложная правда. Кого-то в храм в буквальном смысле слова «за руку» приводят благочестивые родители или повзрослевшие и духовно окрепшие дети. В итоге получается, что начало духовного становления у каждого разное, но вершина – одна и окончание этого пути тоже соответственно – одно.

С Богом наш путь начинается, и Богом он оканчивается на земле и продолжается в вечности. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель» (Откр. 1:8), – увещевает в своём Откровении апостол Иоанн Богослов. В этой фразе можно увидеть желанный выход из тупика напрасной веры. Если во главе угла духовной жизни изначально будет поставлен Господь как совершенная Личность, то и весь дальнейший путь человека пройдёт рука об руку с Ним. И тогда любые внешние препятствия и скорби станут для нас не камнями преткновения, а необходимыми событиями, без которых дальнейшее восхождение на вершину духовной пирамиды было бы невозможным.

Николай Волошин

Опубликовано: Mon, 09/09/2019 - 12:09

Статистика

Всего просмотров 772

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle