Откуда взялась теория эволюции и кто ее вдохновители

Причину популярности теории эволюции Дарвина надо искать не в XIX веке, а гораздо раньше.

Эпохи Просвещения и Ренессанса как почва для теории эволюции

Причину популярности теории эволюции Дарвина надо искать не в XIX веке, а гораздо раньше. Дело в том, что ко времени публикации труда «Происхождение видов» европейское общество уже было способно, так сказать, впитать в себя эти идеи, почва для этого была подготовлена предшествующими эпохами. Популярность и востребованность той или иной идеи зависит не от ее адекватности, не от мнения отдельных лиц, пусть даже и образованных и авторитетных, а от состояния социума. В свою очередь, общество не является каким-то самостоятельно думающим организмом, на него действуют различные факторы, условия жизни, мнения и т. п. Новому времени в истории Европы предшествовали эпохи Просвещения и Ренессанса, которые и сыграли решающую роль в подготовке необходимой почвы для популярности таких идей, как теория эволюции.

Эпоху Ренессанса необходимо рассматривать как период, когда общество стремилось найти пути избавления от традиций и идеалов внешнего авторитета (такого, как государство или Церковь), что, безусловно, вело к определенным социально-культурным изменениям. Теоцентрическое европейское общество, в центре которого, так или иначе, поставлялся Бог, превращается в антропоцентрическое, когда на первый план выходит человеческая самость и эгоизм. Благим целям демократии, научного прогресса и образования не суждено было сбыться в их идеалистическом содержании. Все достаточно быстро пришло к определенному упадку, причиной которого был характер ренессансного гуманизма (1).

Негуманный гуманизм

Русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев очень четко определяет сущность гуманизма эпохи Возрождения. Он утверждает, что гуманизм был направлен не только против Бога, но и против человека, ведь в данном случае последний теряет внутреннее ощущение индивидуальности. Самоидентификация личности происходит через ощущение кого-то вне себя, где высшим проявлением самобытности является не только признание других человеческих личностей, но и личности Бога. «Если ничего нет над человеком, если нет ничего выше человека, если человек не знает никаких начал, кроме тех, которые замкнуты в человеческом круге, человек перестает знать и самого себя. Последствием отрицания высшего начала является то, что человек роковым образом подчиняется низшим, не сверх-человеческим, а подчеловеческим началам» (2), – пишет Бердяев, в словах которого косвенно мы можем усматривать причины популярности теории эволюции.

Гуманизм понижает уровень человеческого бытия, превращая его из венца Божественного творения в случайный продукт слепых сил природы. Человек сам себя разрушает посредством того, что перестает ощущать свою связь с Абсолютом, с высшим Источником своей жизни (3).

Те начала трансформации европейского общества, которые были заложены Возрождением, в последующую эпоху Просвещения лишь развились и укрепились. Идеалы данного исторического периода играют важную роль в образе мышления атеистов, которые утверждают, что во времена Просвещения большинство образованных людей выражали уверенность в том, что религия скоро исчезнет, потому что является объектом человеческого вкуса, который можно удовлетворить другими средствами (4). Однако подобные декларации не совсем корректны, так как секуляризация общества происходила не одномоментно, а постепенно. Просветители XVIII века выработали подход к природе как к машине, при этом все большую силу набирают пантеистические идеи, основанные на отождествлении Бога и природы. Так, Жан-Жак Руссо писал: «Природа – божественна по своей сути» (5). Исходя из подобных идей, религия и вера в Творца и Промыслителя все больше и больше устранялась из европейского общества.

От лица Истины

Восемнадцатый век можно охарактеризовать тем, что не священнослужители и метафизики, а именно ученые монополизируют право говорить от лица Истины: «Критика религии и метафизики просветителями – это была одновременно и борьба против прежних сословий, притязавших на то, чтобы быть сословиями всеобщности, выразителями общих целей и интересов, и борьба за власть нового сословия всеобщности – сословия ученых» (6).

Изменение социального фона, которое спровоцировали описанные эпохи, привели к тому, что Ницше уже в XIX веке провозгласил свои знаменитые сентенции: «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешиться нам, убийцам из убийц! Самое священное и могущественное, что только было в мире, истекло кровью под нашими ножами – кто смоет с нас эту кровь?» (7), и еще: «Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетия, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. – И мы – мы должны победить еще и его тень!» (8).

«Обезьянье» прошлое позволило заглушить голос совести

Таким образом, можно смело утверждать, что популярности своих идей Чарльз Дарвин обязан социокультурным изменениям предшествующих эпох. Именно Ренессанс и Просвещение запустили в европейском обществе процесс обмервшления и бесчувственности к вопросам веры и Бога, продолжающийся и доныне. В своей совокупности люди теряют ощущение связи с Всевышним, все меньше сопротивляются греху и все больше перенаправляют свои энергии в бесчувственный мир. Религиозное познание уступает место рациональному мировоззрению, христианство теряет возможность повлиять на социальные отношения, возможность регулировать основные сферы общественной и личной жизни посредством религии (9).

Что же касается ученых, принявших или отвергших теорию эволюции, то здесь можно выделить два фактора. Первый заключается в том, что отдельные умы, хоть и являют примеры эрудиции и логики, но уже не могут кардинально изменить мир. Второй – в том, что те же ученые являются частью общества и подвержены общим тенденциям жизни.

Втеории эволюции Европа смогла найти средство оправдания своего отхода от норм и правил христианской жизни. «Обезьянье» прошлое позволило заглушить голос совести, звучавший на протяжении предшествующих веков. Такие изменения можно охарактеризовать лозунгом «Секулярные идеи для секулярного общества».

Исходя из изложенного выше, очевидным становится тот факт, что популярность теории эволюции была натянута на духовно умирающее состояние европейской цивилизации, а многие ученые направили свои интеллектуальные ресурсы не на ее критический анализ, а на адаптацию науки под «нужную» идеологию.

Протоиерей Владимир Долгих, преподаватель КДАиС

Примечания:

1) Шестаков Вячеслав. Философия и культура эпохи Возрождения. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 24.
2) Бердяев Николай. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 120.
3) Там же. С. 109.

4) Dennett Daniel C. Breaking the Spell: Religion as Natural Phenomenon. New York: Penguin Books, 2006. Р. 44.
5) Руссо Жан-Жак. Трактаты. М.: «Наука», 1969. С. 558.
6) Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 2003. С. 39.
7) Ницше Фридрих. Веселая наука // Полное собрание сочинений. Том III. М.: «Культурная революция», 2014. С. 440.
8) Там же. С. 427.
9) Минченко Т. П. Кризис идей секуляризма и религиозности в постсекулярном обществе. // Вестник Томского государственного университета. № 368, 2013. С. 52.

Теги

Теги: 

Опубликовано: вт, 26/04/2016 - 13:36

Статистика

Всего просмотров 485

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle