Зачем психологам и педагогам христианское учение о человеке? Часть I

Сегодня все больше украинских ученых-педагогов осознает и признает, что христианские ценности, христианские морально-духовные основы  — это спасение нации. Для украинцев христианское вероучение радикально повлияло на мировоззрение, стиль мышления и морально-духовные стремления каждого. Христианские морально-духовные ценности — это направляющие истинного судьбоносного пути для успешной и счастливой жизни. Об этом подробнее — канд. психол. наук Дарья Супрун и д. педаг. наук Николай Супрун.
 

Психология превратится в парапсихологию без христианского учения

Духовный рост, духовная актуализация – это и есть вышеупомянутый путь уподобления человека Богу, его обожествления. Поскольку каждый человек – это непостижимая тайна и неизученая глубина. Молодой, духовно мыслящий, но ещё не состоявшийся, человек остро чувствует трагедию телесно-душевно-духовного расстройства – внутреннего расстройства человеческой природы, которая имеет место в нашем мире грехопадения. Именно поэтому Задачей христианского воспитания является формирование благоговения к жизни . 
Достижения современной мировой и отечественной гуманистической психологии и педагогики, педагогической этики и христианской психологии духовности учитывает важные выводы психологов и педагогов о жизненно важной необходимости принятия христианской парадигмы духовности в мировом культурно-образовательном пространстве.
Прогнозируя развитие психологии в XXI в., учёные утверждают: «Если Бог позволит, то, конечно же, произойдет сближение психологии, искусства и религии; уже сейчас, хотя и осторожно, это происходит. Как ни парадоксально, но именно религиозный взгляд на человека может существенно помочь, а во многом и защитить научную психологию от скоротечного превращения ее, по существу, в парапсихологию. Самое главное, что нам нужно помнить: христианское учение о человеке – это целостный взгляд на него во всей его тотальности; это одновременное видение человека в его происхождении, сущности, бытии и назначении. Относительно такого восприятия все другие взгляды на человека (научный, прагматический, этический, эстетический и т.д.) имеют частичный, а потому и неистинный характер». 

Зачем человеку идея личного бессмертия души?

Становление и развитие духовной жизни человека, творчески волевая и смыслотворческая борьба его духа со стихийными силами чувственной (телесно-душевной) природы является целью жизни-познания человека, его нравственным и эстетическим императивом. Этот императив определяется идеей личного бессмертия души – вечного сохранения ею своей идентичности и самоидентичности, своей реальности как духовной личности в сочетании с Богом, в Богочеловеческом синергетическом процессе жизни-познания. 
Эти идеи определяют потребность регламентировать жизнь и обучение человека в соответствии с ноологическими христианскими идеалами и нормами. Бытие (жизнь-познание) человека раскрывается как культура душевно-духовной сущности человека, то есть морально-духовной, творчески-волевой потенциал со смыслом деятельности с целью собственного духовного становления и развития.
Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а когда должно Ему войти, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяина своей души. Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит хоть и близ есть. Господи! приложи же нам веру, ибо и вера Твой же дар. Из нас же всякий должен исповедать: «я же беден и нищ» (Пс. 69, 6). Именно поэтому следует обозначить, что источники удовлетворения потребности в духовном росте и развитии находятся не во внешней среде, а внутри человека – в его духовных потенциях и скрытых ресурсах.

Святое Писание свидетельствует, что самым глубоким корнем греха является гордость, – этот бич человечества, оторвавший людей от Бога и погрузивший мир в неисчислимые беды и страдания; это подлинное семя смерти, окутавшее человечество мраком отчаяния. 

Духовно развитому самоактуализированному же человеку она не присуща. Он готов общаться с любым вне зависимости от его классовой принадлежности, уровня образования, политических убеждений, цвета кожи. Порой может сложиться впечатление, что он просто не замечает, искренне не осознает этих внешних различий и условностей, которые для среднестатистического обывателя столь принципиальны, столь существенны.

Почему “быть первым” и “всем рабом” для христианина — подобное?

Христианство вполне удовлетворяет и нашему стремлению к первенству, но как? Совсем противным тому способом, какой употребляется в мире. Хочешь быть первым? Будь всем раб, то есть будь перед всеми последний, и это столько же существенно, сколь существенно настраивать жизнь свою и свой нрав по примеру Господа Христа. Господь говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).
Господь служит, даже ноги учеников умывает: нечего, стало быть, стыдиться послужить кому-либо. Как и чем можем, мы и должны служить. Такая возможность предоставляется на каждом шагу: голодного накормить, нагого одеть, странника в дом ввести, больного посетить и даже выходить его и требующему всякой другой помощи не отказать. И не телу только, но и душе другого послужить: вразумить, совет подать, книжку хорошую указать, утешить, подкрепить. Слово – могущественное средство помогать; в нем душа выходит и, сочетаясь с другою, силы ему придает.

Почему “жизненная миссия” и “любимое дело” — не одно и то же?

Анализируя личности духовно развитых людей, мы говорим о служении, о жизненной миссии, а не просто о «любимом» деле. Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которого человек желал, или занятия, к которым он стремился, это может быть дело, которым он чувствует себя обязанным заниматься. 
Самоактуализированные люди, как правило, не озабочены проблемами личного, эгоистического характера, они в большинстве своем думают о благе других людей – всего человечества, своих сограждан или же о благе близких. Долг же не отменяет для них удовольствия, работа не мешает искренней заинтересованности, – напротив, обязанность становится удовольствием, а работа превращается в приятное времяпровождение, когда человек, добродетельно исполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье.
«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Если же зрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли уж велика разница между взрослым и ребенком? Детское строение сердца образцовое, пока не раскрылись в них эгоистические стремления. Что им присуждают? Веру полную, нерассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, безпопечение и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни, с подвижностью и желанием научаться и совершенствоваться. 
Продолжение следует
 
Социальные комментарии Cackle