Неделя святых жен-мироносиц – это праздник оптимизма

В Неделю третью по Пасхе, когда Церковь вспоминает святых жен-мироносиц, мы особое внимание обращаем на наших современных жен-мироносиц – всех православных женщин.

Но именно в этом году и в это нелегкое для всех нас время хочется обратить внимание на то, что Неделю святых жен-мироносиц можно назвать еще и праздником христианского оптимизма.

Ведь что обозначает латинское слово optimus? Оно обозначает «наилучший». А какое для православного христианина наилучшие событие? Конечно, праздников Праздник и Торжество из торжеств – Светлое Христово Воскресение.

И этот великий оптимизм очень точно отображается в Каноне Пасхи преподобного Иоанна Дамаскина: «Же́ны с ми́ры богому́дрыя в след Тебе́ теча́ху: Его́же я́ко ме́ртва со слеза́ми иска́ху, поклони́шася ра́дующияся Живо́му Бо́гу и Па́сху та́йную Твои́м, Христе́, ученико́м благовести́ша» (1-й тропарь седьмой песни). Переведем его: «Жены Богомудрые с благовониями вслед Тебе спешили. Но Кого они, как смертного, со слезами искали, Тому с радостью поклонились, как живому Богу, и Пасху таинственную ученикам Твоим, Христе, благовествовали».

Рассмотрим этот тропарь. В нем, в сущности, в сжатой форме сказано главное о женах-мироносицах, что нам следует знать: женщины, служившие Христу, шли совершить последний обряд над усопшим, и не просто усопшим, а убиенным страшным и очень жестоким способом «преступником», совершившим, по мнению иудеев, самое «тягчайшее преступление», «выдавая себя за Мессию». Женщины шли помазать мертвое тело. Шли в ужасающей тяжелейшей печали. И вдруг, как очень точно сказано в Каноне Пасхи, они со слезами желали помазать миром мертвое тело, но вместо этого встретили Живого Бога и с радостью поклонились Ему. И Воскресший Господь благословил их быть апостолами для апостолов, стать проводниками этой пасхальной радости, в которой умещается всё Святое Евангелие: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Так и мы очень часто заблуждаемся, что мир этот – наша вся вселенная, наш законченный дом, с «вечным» потолком и крепкими «стенами». И всё это будет вечно. Но мы ошибаемся! Невероятно заблуждаемся. Господь Милосердный отделяет нас от этого мира. Отделяет смертью. Попущением страданий, болезней, войн. Он не хочет, чтобы мы вросли в этот мир с корнем. Он желает, чтобы мы поняли: между нами и этим миром есть еще Сам Он, Который благословил, чтобы в этом мире и в нас самих был уничтожен грех, живущий в нас и в мире. Бог исцелил нас от него и желает, чтобы мы более не вязли в нем, но поняли, что в этом мире нужно искать мир иной.

И что и этот мир преобразится, словно бы воскреснет, станет качественно другим – как гусеница становится бабочкой или как зерно твердое становится живым и мягким колосом.

Об этом торжественно и пасхально свидетельствует Символ веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Это последний рубеж, который нам следует принять, чтобы перешагнуть в новую реальность. О нем также величайше поется в тропаре Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в!».

Мы – эти сущие во гробех. Мы живем в гробе собственных страстей и хотим остаться в этом мерзком темном, но кажущимся нам уютным гробе. Но Христос нам уже даровал Жизнь – жизнь вечную. И ведет нас сквозь мир – в вечную Непрекращающуюся Пасху, в Новый Горний Град Иерусалим. Как сказано в «Православной энциклопедии»: «Время имеет начало и конец. Согласно Божественному Откровению, по окончании земной истории, когда наступит “тот неизмеримый и непротяженный предел времениˮ, “последняя и крайняя вершина, после которой не остается ничегоˮ, мир переступит черту, за которой времени уже не будет (Откр. 10:6). “Тогда же... произойдет разложение всего на элементы, и при преложении целого соизменится и человеческое из тленного и землистого в бесстрастное и вечноеˮ. За пределами седмичного времени начнется символический восьмой день и вся тварь, включая видимый мир, приобщится к Божественной Вечности. Это преображение совершится, как и при первоначальном творении, мгновенно (1 Кор. 15:52). В теснейшее единение с Божественной Вечностью вступит тварная Вечность ангелов. Динамичное участие в вечной жизни Творца есть существенный аспект бесконечного процесса обожения всей твари».

Этот знакомый мир изменится. Вспомним «Апокалипсис»: «И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр. 6:13, 14).

И ад, пожалуй, наступит именно для тех, кто чересчур влюбился в этот мир и пожелал в нем остаться. Но остаться будет уже невозможным. Мир войдет в фазу иного Восьмого Дня.

В этом и будет, может быть, состоять ад для людей: желание остаться в ветхом мире, которого уже не будет. Потому что, очищенный от греха, он станет совершенно иным.

А те, кто любил Пасху, те, кто жил Светлым Христовым Воскресением здесь, на земле, с великою радостью войдут в Вечную Пасху праведников, потому что сердце и душа их стали еще здесь частью Её: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:1–5). Иоанн Богослов добавляет: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

Вот чем нам всем нужно жить! Сквозь тьму, нестроения, печали этого мира идти неуклонно, неся драгоценное миро своего сердца – веру, надежду и любовь – к Воскресшему Господу нашему Иисусу Христу, Который с каждой минутой бытия приближает нашу встречу и вхождение в этот бесконечный небесный мир пасхальной радости.

В этом и есть великий оптимизм. Высшая и единственная наша цель. Кто это поймет, будет счастлив и блажен всегда. Потому что святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего, ждет нас.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Святые жены-мироносицы, молите Бога о нас!

Протоиерей Андрей Чиженко

Опубликовано: сб, 18/05/2024 - 18:30

Статистика

Всего просмотров 1,123

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle