Могут ли миряне проповедовать в храме?

Церковь, после многолетнего вынужденного молчания, постепенно возвращается к апостольским и святоотеческим принципам катехизации.

О катехизации — древняя Церковь

Древняя Церковь смотрела на катехизацию именно как на совместную работу духовенства и мирян. В Новом Завете мы видим не только благовествующих апостолов, но и проповедующих мирян, игравших важную роль в церковной жизни апостольского века. Это и красноречивый Аполлос, который, по преданию, хоть и стал впоследствии епископом, но в поле зрения автора книги Деяний попадает как проповедующий мирянин, горящий Духом (см. Деян. 18: 24 - 19: 1). Это и Акила с Прискиллой, верные сподвижники апостола Павла (см. Деян. 18: 2, 3, 26). С первого века в Церкви действовал институт диаконисс, в обязанность которых входило наставлять в вере желающих креститься женщин. Обратив взгляд во второй век церковной истории, нельзя не сказать о мученике Иустине Философе, организовавшем в Риме катехизическую школу, а также о первом учителе Александрийской огласительной школы Пантене. В третьем веке на великое поприще христианского учительства выходит знаменитый Ориген, который, несмотря на свои ошибки, тем не менее сделал очень много для проповеди христианства в мире языческой образованности.

Список миссионерствующих, проповедующих мирян можно приводить из любого века церковной истории. А сколько еще и неизвестных нам тружеников, не имевших духовного сана, но посвятивших всю свою жизнь распространению Евангелия! И сегодня, слава Богу, Церковь также благословляет на этот священный труд всех тех верных, которые имеют желание, призвание и соответствующие знания.

Мирянин на амвоне: за и против

Однако, сказанное относится к служению катехизатора. А может ли мирянин проповедовать с церковного амвона? До III века Церковь давала, скорее, положительный ответ на этот вопрос. В древнехристианском памятнике «Апостольские постановления» об этом говорится так: «Учитель, хотя бы и из народа, если он искусен в слове Божием и чист по поведению, пусть учит; ибо "все будут научены Богом" (кн. 8,32)». Однако мнение «Апостольских постановлений» не было единственным взглядом на эту тему.

В этом отношении очень показательна скандальная история рукоположения Оригена. «Во время погромов Каракаллы в 216 году Ориген вынужден был покинуть Александрию и некоторое время провести в Палестине. Тамошние епископы обратились к нему, в то время еще мирянину, с просьбой прочесть проповеди их пастве... По понятной человеческой слабости “папа” Деметрий, глава Александрийской Церкви, проникся завистью к Оригену и стал писать о нем пасквили в другие епархии, осуждая его, в частности, за то, что он, будучи мирянином, позволил себе проповедовать в присутствии епископов. По мнению Деметрия, подобная дерзость была в церковной практике чем-то неслыханным. В Палестине, очевидно, главы Поместных Церквей придерживались иного мнения» (Диакон Павел Гаврилюк. История катехизации в древней Церкви, ч.3).

Как мы знаем, впоследствии Ориген был рукоположен его друзьями-епископами именно для получения права беспрепятственно проповедовать на богослужении. Но нас здесь интересует другое. Начиная с этого времени, церковный взгляд на проповедь мирян с амвона начинает меняться. «После... случая с Оригеном учительство мирянина в церкви исключается из практики. Таким образом, в III веке древнее обыкновение допускать до проповедования слова Божия всех способных без различия — иерархическое ли то лицо или нет — приходит в забвение, устраняется... Клир, стремясь отчуждить себя от прочего общества и создать из себя корпорацию с высшими преимуществами, присваивает исключительное право учительства в церковных собраниях. Это было в III веке новостью, которой не знали ни век апостольский, не эпоха послеапостольская... Правда, миряне и после этого могли быть учителями в катехизаторских школах, а также миссионерами, но это далеко не то, что право раскрывать смысл христианской религии с церковной кафедры» (А.П.Лебедев. Духовенство древней вселенской Церкви. Отдел 3).

Итак, начиная с III века, в церковном сознании постепенно утверждается запрет на проповедь мирянина за богослужением. Окончательную точку в этом деле ставит Трулльский собор VII века. «Не следует мирянину, — говорится в 64-м правиле этого собора, — держать речь или учить всенародно и таким образом брать на себя учительное достоинство, но (следует) повиноваться преданному от Господа чину, отверзать слух по отношению к приявшим благодать учительского слова и от них поучаться божественному».

Проповедники-миряне в нашей Церкви

Однако в Церкви, как известно, действует принцип акривии и икономии. Любое правило рождает исключения из правила. В нашей Церкви довольно часто были и есть случаи, когда по благословению правящего архиерея образованным мирянам дозволялось произносить проповедь с амвона. Например, однажды митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на Литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии митрополит Московский Платон); его преемник — студенту Дроздову (впоследствии св. митрополит Филарет). В русских духовных академиях и семинариях издавна был обычай поручать ученикам старших классов, посвящённым в стихарь, произносить проповеди в академических и семинарских церквях.

В Киеве до революции существовала традиция проповедей  профессоров Киевской академии из мирян на великопостных «пассиях». В первой половине XIX века в киевских храмах блестяще проповедовал Яков Космич Амфитеатров, магистр КДА, преподаватель русской словесности и гомилетики. В ХХ веке в Москве проповедовал с амвона академик С. Аверинцев. В Киеве сегодня говорят проповеди за богослужением проф. КДА В.М. Чернышев, известный катехизатор А.М.Берлянд, а также проповедники храмов в честь свт. Луки Крымского и прп. Агапита Печерского.

При упомянутых храмах уже несколько лет действует специальный клуб проповедников, основанный прежним настоятелем протоиереем Андреем Ткачевым. Цель клуба состоит в подготовке мирян к проповеди слова Божьего в храме. Стоит подробно остановиться на методике работы клуба, разработанной отцом Андреем и изложенной в его книге «Проповедь о проповеди».

Клуб проповедников в Киеве

Мирянин, желающий учиться проповедовать (конечно же, мы говорим только о мужчинах), приносит в клуб написанную проповедь. Темой может быть приближающийся праздник, выбранное апостольское чтение (на Евангелие, как правило, говорит священник), житие какого-либо святого, или же иная тема церковной жизни. Текст обсуждается участниками клуба, под председательством настоятеля. Устраняются возможные ошибки, вносятся коррективы. На следующее заседание клуба проповедник  приносит исправленный вариант, который вновь рассматривается присутствующими. Если проповедь не вызывает возражений, в следующий раз она уже произносится наизусть, в том же клубе. Если мирянин свободно излагает текст, не стесняясь аудитории, настоятель выпускает его на амвон в назначенный день, благословив одеть стихарь. Обычно это делается в будний день, или же в субботу, когда на службу собирается немного прихожан.

Таким образом, за несколько лет существования клуба были прекрасно подготовлены для проповеди тогдашние пономари, а теперь уже приходские священники. Сейчас в храме проповедуют прихожане, учащиеся в Киевской семинарии. Методика дает свои плоды.

Хотелось бы заметить, что церковная проповедь вообще является мощным рычагом катехизации. Приведем пример из истории все тех же храмов. За время настоятельства прот. Андрея Ткачева (с 2006 по 2014 гг.) на приходе не было специальной катехизаторской школы. Но при этом как был, так и остается высокий уровень церковной образованности прихожан. Почему? Потому, что за каждой службой о.Андрей говорил по две-три полноценные проповеди, всегда объясняя какие-то особенности православного вероучения. Постоянное напоминание основ веры в проповедях совершило свою работу: за редкими исключениями, все прихожане знают, во что веруют, даже если не проходили специального катехизаторского курса.

Конечно, такая интенсивность проповедования не каждому священнику под силу, по причине занятости. Бывает также, что батюшка, имея ряд других дарований, по природе своей не силен в слове. Но тут как раз и может прийти на помощь обученный мирянин, поддержанный и благословленный священником. Учтем, что мирянин часто имеет гораздо больше времени и возможности для подготовки проповеди, чем священник, в силу все той же вечной занятости пастыря. Подумаем также, насколько такая методика, в случае ее распространения, повысила бы уровень церковного образования, и сколько молодых людей зажглись бы священным желанием послужить Христу в проповеди. Поймем и то, как много протестантов вернулось бы в Православие, имея возможность «переквалифицироваться» и говорить о Христе уже православно. 

Подумаем. А подумав и решившись, осторожно попробуем приступить и к конкретным действиям. 

                                                                                                                   Сергей Комаров

Социальные комментарии Cackle