Неделя 36-я по Пятидесятнице: как иерихонский слепой нас научает творить Иисусову молитву

Неделя 36-я по Пятидесятнице. До Великого поста еще долго. Больше месяца. Но его мелодия уже начинает потихоньку звучать словно пастуший рожок за лесом в отдалении. Почему?

В эту Неделю на воскресной Литургии читается евангельское зачало, которое в календарно-литургической практике Церкви получило название «об исцелении слепого». Данное зачало короткое, потому приведем его полностью: «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк. 18:35–43).

Почему же здесь есть нота великопостной тематики? Потому что следующая глава Святого Евангелия нам повествует об обращении к Богу иерихонского мытаря Закхея. И эти события – исцеление слепого и исцеление духовное Закхея – связаны. И временно (они шли один за одним в хронологической последовательности), и по смыслу.

Сначала Спаситель на подходе к Иерихону исцелил слепого, а потом, войдя в Иерихон, привел ко спасению Закхея. И потому данные евангельские зачала читаются на двух воскресных богослужениях подряд. О слепом – 11 февраля, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице. О Закхее – 18 февраля, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице. А уже со следующего воскресенья после Недели, когда читается евангельское зачало о Закхее, начинаются предуготовительные недели перед Святой Четыредесятницей. Вот откуда великопостная тематика.

Но обратимся к иерихонскому слепому. Услышав, что идет Христос, болящий начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Что это за молитва? Конечно, древняя форма Иисусовой молитвы, которая сегодня звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Болящее, кающееся, желающее исцеления сердце слепого само по внушению Святого Духа сотворило эту молитву. И это настоящее чудо! Потому что на данном евангельском примере мы видим, что в каком-то смысле Иисусова молитва – это идеальная форма молитвы, которая искренно рождается в человеческом сердце, устремленном к Богу. И потому такую молитву слышит Господь. Он открывается молящемуся и исцеляет его. Люди заставляли слепого замолчать, «но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:39).

И Господь наш Иисус Христос останавливается, обращает внимание на слепого. И исцеляет его. Тот прозревает. А дальше мы видим, какое правильное сердечное устроение было у слепого. Как только Бог его исцелил, бывший слепой «пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк. 18:43). Т. е. исцеленный не бросил Господа, но наоборот, явление Бога родило в нем ангельское благодарение и желание всегда быть со Спасителем. И он пошел за Христом по дороге. И это исцеление, и пламенная вера слепого имели большое влияние в народе. Потому что весь народ (а в Евангелии употребляется именно это множественное целостное число) тоже проникся ощущением Бога, Его благодатью. И воздал хвалу Богу.

Мне думается, это было великое, почти пасхальное мгновение! Так и мы должны внутри своего сердца, во мраке личных грехов, в слепоте суетности и многопопечения, в темноте заблуждений творить Иисусову молитву. Бесы, страсти, мир будут кричать нам: «Замолчи!» А мы еще сильнее, еще покаяннее, еще упорнее должны творить молитву и стоять в Истине Церкви Божией. И Господь обязательно остановится и спасет и нас, и близких наших, и народ, внутри которого есть те, кто способны творить молитву.

Протоиерей Андрей Чиженко
 

Социальные комментарии Cackle