6 ноября Святая Церковь чтит память священномученика Лаврентия (Князева), епископа Балахнинского

«Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2Кор.4:11)


Будущий священномученик Лаврентий ‒ в миру Евгений Иванович Князев ‒ родился в 1877 году в городе Кашире. Происходил святой из духовного сословия. В 1902 году он окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.

В том же году юноша был пострижен в монашество на Валааме архиепископом Сергием (Страгородским) и рукоположен в иеромонаха.
Спустя 10 лет, в 1912 году, отец Лаврентий назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.

В феврале 1917 года архимандрит Лаврентий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.
Епископ Лаврентий был усердным делателем молитвы Иисусовой, учеником и духовным другом оптинских старцев. Так, один из них — прп. Анатолий (Зерцалов) — на вопрос посетительницы, правильно ли ее воспитывает Владыка, ответил, что совершенно правильно, и трижды ему до земли поклонился. Это было незадолго до мученической кончины святителя.

В Нижнем Новгороде епископ жил и служил в Печерском монастыре. Служил часто, любил читать акафисты перед афонским образом Скоропослушницы, непременно говорил проповеди. Последние свои проповеди, по воспоминаниям очевидцев, владыка заканчивал одними и теми же словами: «Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время – всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество».

В конце августа 1918 года чекисты арестовали владыку Лаврентия. Накануне ареста он писал патриарху Тихону: «Оставаясь один в епархии в такое трудное и исключительное время, каждый день и почти каждый час приходится принимать вести одну тревожнее другой... Некоторые из арестованных священников отпущены, другие ещё в тюрьме. С большими трудностями смог добыть себе пропуск и посетить их...»

Будучи уже сам в тюрьме, Владыка выполнял принудительные работы – чистил тюремный двор, перебрасывал сено, ездил с бочками за водой.
В свободное время в камере подвижник усердно молился, не обращая внимания на  насмешки сокамерников, которые и сами стали вскоре подражать его примеру.

Огромным утешением для Владыки послужило полученное разрешение священнодействовать в тюремном храме, и он не пропускал ни одного праздника и воскресного дня.

Жители города собрали залоговую сумму и подписи под прошением об освобождении своего архиерея, однако власти не собирались освобождать святителя. На Воздвижение, в тюремный храм, пришли представители органов посмотреть на Владыку. И так горяча была молитва святителя, так ярко горел свет его веры, что они единодушно решили убить его во избежание духовного подъема среди населения города. Нужно  было найти  предлог и его нашли.

Государство выдало указ отобрать у Церкви земли и церковное имущество. Поместный собор единодушно это отверг. В июне 1918 года состоялся съезд духовенства Нижегородской епархии, где приняли постановление протестовать против отобрания храмов, монастырей и церковного имущества. Было составлено  воззвание к пастве, которое подписал епископ Лаврентий как председатель съезда. Этого было достаточно. Накануне праздника иконы «Всех скорбящих радость» 5 ноября владыку перевели в тюрьму ЧК. А на следующий день ему сказали, что его расстреляют, если он не отречется от сана. Последовал категорический отказ. Священномученика принялись избивать, а затем вынесли приговор — расстрел.

У владыки Лаврентия были с собой Святые Дары. Он причастился сам и причастил приговоренного вместе с ним священника. Епископ был спокоен и даже радостен. Их вывели в сад, где уже была вырыта могила, у края которой их поставили.

Епископ стоял с воздетыми руками и пламенно молился. Солдаты отказались стрелять в епископа, услышав Херувимскую, и приговор привели в исполнение латышские стрелки. Тела расстрелянных были сброшены в Волгу.

Священномученик Лаврентий (Князев) причислен к лику святых новомучеников и исповедников в августе 2000 года. 

Теги

Социальные комментарии Cackle