Карта явлений Воскресшего Христа: почему святые апостолы Лука и Клеопа шли из Иерусалима в Эммаус?

Духовное и общественное состояние апостольской общины после смерти Спасителя.

Лично меня вопрос «Почему святые апостолы Лука и Клеопа шли из Иерусалима в Эммаус?» всегда сильно волновал. К тому же данное евангельское зачало (5-е «воскресное Евангелие», зач. 113: (Лк. 24:12–35) является самым длинным из воскресных евангельских зачал, в котором очень детально описывается встреча Воскресшего Христа с апостолами Лукой и Клеопой. Так почему же Господь хочет, чтобы мы столь подробно остановились и рассмотрели это путешествие Луки и Клеопы в Эммаус?

Здесь надо сказать о том духовном и психологическом тяжелейшем состоянии, в котором находились святые апостолы после смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это состояние в чем-то для нас является отправной точкой, которая поможет понять, почему святые апостолы совершали те или иные действия.  Обратимся к фактам.

«Иудино заблуждение»

Первый факт назовем «Иудино заблуждение». Это заблуждение, которое в самом ярком и акцентуированном смысле проявилось в действиях бывшего апостола от двенадцати Иуды Искариота. Его поступки стали результатом-апофеозом данного мышления, которое еще можно, наверное, назвать мышлением «ветхого Израиля». Главной составляющей подобного мышления является неправильное восприятие прихода и деятельности ожидаемого иудеями Мессии.

Мессия многими иудеями, от высших до низших слоев общества, в основной своей массе воспринимался как религиозно-политический деятель, посланный Богом и призванный освободить от иноземного господства (в историческом аспекте I века – от римского) и поставить израильский народ править всем миром и всем человечеством. Это мировоззрение по отношению к грядущему Мессии было очень примитивно и материально, но очень укоренено в еврейском народе.

Вспомним только нежелание святым пророком Ионой выполнять волю Божию в деле спасения язычников-ассирийцев, живших в их столице Ниневии, чтобы призвать их к покаянию для спасения этого града. Пророк Иона, несмотря на очевидную Божью волю, не хотел этого делать, потому что искренне считал, что язычники и враги иудеев должны быть истреблены. Вот пример ветхого и в чем-то ветхозаветного мышления. Господь показывал Ионе, что Он желает спасти всех людей, Иона же желал спасения только Израилю и погибели его врагам.

Примером такого же ветхого мышления является и обращение святой жены-мироносицы Саломии по поводу двух своих детей святых апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Мать просит Иисуса: «…Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20:21). Т. е. она по ветхой традиции воспринимает Спасителя как будущего главу религиозного иудейского государства, который идет в Иерусалим, чтобы совершить некую революцию, сбросить иго римлян и воссесть на трон. И в этом будущем царстве женщина просит, чтобы её сыновья заняли должности при Мессии как главе государства, первых министров. Т. е. мама часто по земному просит хороших «хлебных» должностей у начальника своим детям.

Фактически всё Евангелие представляет нам обучение Христом Своих учеников, чтобы вытравить и разрушить у них это в корне неправильное восприятие деятельности Мессии и прихода Его на землю. Метафорически выражаясь, Христос очищает их души и сердца от земли и обращает их к Небу.

И, конечно, в Его смерти ученики могли увидеть поражение всего Его учения и поражение Его будущего царства. И в их душах, возможно, зарождается главное святотатство, которое разрушит Христос Своим Воскресением. Об этой тяжелой и отрицательной мысли выскажутся сами апостолы, идя в Еммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21). В словах «А мы надеялись было…» есть горькая ирония. Они разочарованы в смерти Христа. И теперь готовы поставить Его в один ряд со всеми теми повстанцами-лжемесиями, которых так много было в иудейской истории. Т. е. они готовы были в чем-то перевернуть страницу этой своей жизни и начать жить заново.

В чем-то, можно полагать, со Христом умерли душами и сердцами своими и все апостолы. Но это было нужно, чтобы обнулиться, непреодолимо и навсегда измениться, чтобы воскреснуть со Христом. В каком-то смысле они тоже взошли на крест душевного мученичества-мучения. И вся эта ситуация оказалась для них в чем-то крещальной купелью, в которой уничтожался их ветхий человек. Он умирал навсегда. И воскресал-рождался новый. Гражданин не земного какого-нибудь царства, но вечного Царства Небесного.

Непосредственно сама смерть Христова

Конечно же, центральным событием, которое повлияло на их внутреннее духовное и душевное состояние, была смерть Христова, их Возлюбленного Учителя. По земным меркам, с точки зрения «ветхого Израиля», смерть как поражение по всем фронтам.

И действительно, будучи заражены в той или иной степени уже вышеупомянутым «иудиным заблуждением», они смотрели на Господа нашего Иисуса Христа как на легендарного героя, который одной рукой кладет полчища вражеских войск. И вдруг – самая позорная смерть из всех возможных. Христос становится врагом императора, врагом иудейских священников и князей. И всё почти монолитное иудейское сообщество отворачивается от Него, почитая Галилеянина предателем собственного народа и врагом его.

Т. е. ситуационно и эмоционально (опять же с точки зрения «иудина заблуждения») ученики Христовы претерпевают метаморфозу от вдохновенного великолепного плюса до жесткого и крайнего минуса.

И, конечно, сама смерть. Мучение и ужас смерти. И встреча с нею лицом к лицу. Великое горе. Смерть Любимого и Родного Человека. Богочеловека.

Государственно-социальные факторы

Ко всему этому страшному внутреннему терзанию добавлялись не менее ужасные внешние факторы. Как позже написал святой первоверховный апостол Павел: «…Мы были стеснены отовсюду: отвне – нападения, внутри – страхи» (2 Кор. 7:5).

Чтобы погрузиться в атмосферу того далеко не простого периода жизни для апостолов, разберем эти внешние факторы.

Во-первых, следует сказать, что еврейское общество того времени было очень монолитным и иерархичным. На момент I века Иудея представляла собой словно бы тройное государство. Первое из них, конечно, было римское. Потому что Иудея являлась частью Римской империи. Второе из них, которое находилось внутри римского государства, было Иродовым, т. е. под власть идумейской династии Иродиадов римские императоры отдали и Иудею, и Галилею, и иные области. Идумеи не были евреями, хотя и родственным народом к ним. Они являлись потомками Исава, брата Иакова, сына Исаака. Исава еще называют Едомом (Эдомом). Отсюда и название народа – идумеи.  И довольно много зла сделали евреям. К примеру, во время разрушения Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до Рождества Христова, как повествует архимандрит Никифор (Бажанов) в «Библейской энциклопедии»: «…Идумеи соединились с ним и принимали деятельное участие в грабеже и убийствах побежденных иерусалимлян. Их кровожадность и жестокость в этом случае упоминаются в Пс. 136: “Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте его до основанияˮ». Этим и многим другим объяснялись непростые отношения между иудеями и идумеями. К примеру, идумеи были потомством смешанных браков между Исавом и хананейскими женщинами. Кроме того, идумеи были во многом язычниками. И поклонялись «богам» плодородия».

Ирод Великий был выходцем из этого народа, и, конечно, иудеям было неприятно как римское правление, так и правление идумейской династии. Хотя во время проповеди Христа некоторое количество идумеев стало христианами.

И в этих двойных римско-иудейских узах иудеи сохранили свою и государственную, и религиозную, и культурную, и социальную идентичность. У них было свое религиозно-политическое государство, которое находилось внутри первых двух. Это иудейское государство было главным почти для всех иудеев. И оно часто входило в конфликт как с Иродиадами, так и с римлянами. Поэтому римские прокураторы не любили Иудею. Потому что римское господство евреям было ненавистно. И править Иудеей – это значит сидеть на пороховой бочке, которая всегда могла взорваться восстаниями да мятежами. Последний и самый страшный из них – осада Иерусалима войсками императора Тита в 70 году I века, о которой пророчествовал Спаситель на страницах Евангелия и о которой писал еврейский историк Иосиф Флавий в сочинении «Иудейская война». Тогда погибло несколько миллионов евреев.

Но вернемся к еврейскому обществу. Оно было очень монолитным и иерархичным, хорошо организованным и сплоченным. Во главе его стояли священники и патриархи родов, которым подчинялись остальные члены общины. Отношения внутри этого «еврейского государства» очень подробно регламентировались Пятикнижием Моисея и религиозно-юридическим сборником Мишной (с еврейского языка – «повторение»).

Конечно, эти подзаконные акты в угоду человеческому тщеславию, гордыне, корысти и склонности ко греху попытались извратить слово Божие. И поэтому Мессия-Христос был не принят сильными мира сего иудейского общества. И, в конце концов, они приложили максимум усилий, чтобы убить Богочеловека, опасаясь, что Он заберет у них контроль над народом, а значит деньги, власть, благосостояние.

После Распятия Христова ученики Его оказались полностью вне закона этих трех государств, находящихся друг в друге.

Во-первых, вне закона своего родного иудейского государства. Первосвященники, книжники, еврейские князья в большинстве своем сговорились и признали Спасителя еретиком, разбойником и самозванцем, бунтующим народ. Его приговорили к смерти. Сторонников Христа также. Вот чего испугался апостол Петр, когда трижды отрекся от Спасителя в ту страшную ночь. Он испугался, что убьют и его. Кроме того, сторонники Спасителя были словно бы извергнуты из еврейского общества как мятежники и еретики. И, соответственно, не могли претендовать на блага, которыми располагало еврейское общество. Это как у пчел: пчела или трутень, изгнанные из улья, обречены на умирание в жестоком мире. Ведь общества древнего мира – это не современная цивилизация, где от голода умереть достаточно трудно. А тогда это было очень легко. Поэтому остракизм, т. е. изгнание из общества, было очень тяжким наказанием, обрекающим человека на голодную смерть или тяжкое рабство у других народов.

Кроме того, фарисеи и первосвященники не оставили учеников Христовых в покое. Они чувствовали в них угрозу своему владычеству над иудейским народом и поэтому старались искоренить общество первых христиан на корню. Они сознательно с помощью многочисленных шпионов, стражи, военизированных формирований искали всех последователей Христовых, чтобы арестовать и убить.

С точки зрения Римской империи ситуация была еще тяжелее. Потому что из-происков да интриг тех же фарисеев, книжников и священников Сам Христос был поставлен в такое положение, что Его осудили по самому тяжкому преступлению с точки зрения римского права – измена императору и мятеж против него. И приговор Спасителя (конечно, в этом есть нечто пророческое) был написан на дощечке, прибитой у изголовья креста: «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский» (Лк. 23:38). Отсюда и самое тяжкое наказание, которому в Римской империи подвергались только беглые рабы, самые страшные разбойники и мятежники против римского императора.

По римским законам в мятеже против императора обвинялись и ученики Христовы – все те, кто скажет «я Его последователь». И они, конечно, подлежали казни.

Династия же Иродиадов поддерживала в данном случае и римлян, и иудеев. Все три правящие группы, которые часто конфликтовали друг с другом, сошлись в одном: первохристианскую общину надо искоренить, а всех, объявивших себя последователями Галилеянина, – уничтожить.

Вот в каких условиях оказались апостолы. С женщин был спрос невелик. На Востоке они и так не имели много прав. Ни тогда, ни сейчас. Плюс элемент юродивости, который видел в них иудейский и языческий мир. Плюс то, что женщина воином не станет и меч в руки не возьмет. То ли дело мужчина – это потенциальный воин. Потенциальная угроза. А апостолов и учеников Христовых было более ста. Это уже опасное и мощное ядро. Замес для будущего мятежа. Конечно, их искали. Конечно, их хотели убить. И римляне, и иудеи.

Немного отвлекусь. Когда 29 марта 2022 года был нанесен ракетный удар по Николаевской облгосадминистрации, её здание почти обрушилось с середины. Погибли более тридцати человек. Мне рассказывали историю, как одна женщина оказалась на верхотуре седьмого этажа и оставалась на некоем бетонном обломке, который чудом не обвалился в пропасть. Она там простояла несколько часов, пока её не сняли спасатели. Живой и невредимой. Её состояние во время этого стояния, конечно, сложно себе представить.

Мне кажется, что апостолы чувствовали примерно то же. Куда ни шагни, повсюду их ждала смерть.

И в некотором смысле можно сказать, что это отсечение от мира, от этих трех вышеназванных государств, и потеря своего Возлюбленного Раввуни были для них смертью.

Они тоже сораспялись со Христом. Спогреблись с Ним. И совокресли с Ним. И это для апостолов открыло путь, чтобы они в будущем стали мощнейшими органонами и глубочайшими сосудами благодатных Даров Святого Духа.

Это был их путь от земли к Небу и к тому духовному личностному состоянию, в котором они соединились с Богом, став фундаментом и основанием Церкви.

Протоиерей Андрей Чиженко

Социальные комментарии Cackle