Богословский дневник мирянина, или Как быть готовым исповедовать свою веру

Интервью с проректором Одесской духовной семинарии прот. Андреем Гавриленко.

– Отец Андрей, в последнее время на Катехизаторских курсах и в семинарии Вы много говорите о катехизаторском и миссионерском духе христианства. Почему в наше время так важно работать над возрождением апостолата мирян?

– Давайте посмотрим на другие религии и христианские течения. Во всех мировых религиях воспитывают катехизаторов и миссионеров. Религия сама по себе подразумевает подготовку тех, кто будет её хранителем и апостолом. Ислам воспитывает миссионеров ислама, буддизм – миссионеров буддизма, индуизм – индуизма. Что это за вера, если её не исповедуют? Одно из главных постулатов нынешнего ислама гласит: «Мусульманин призван говорить об истине». Мы постоянно слышим, что у протестантов очень активное мирянское движение. Каждый мирянин у них – это своего рода апостол и, к сожалению, апостол не истинной веры.

Теперь посмотрим на нас – детей Православной Церкви, которая есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15). Разве мы вправе не говорить об Истине? Вправе не исповедовать Её? Апостол сказал, что «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10). От исповедания веры зависит спасение. Апостол Петр и Павел задавались этой целью. Мы видим это в их Посланиях. К примеру, апостол Петр говорил: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15), то есть ответ о вере со смирением и любовью.

Нам нужно не просто воспитать своих православных миссионеров и катехизаторов, нам, прежде всего, необходимо воспитывать носителей православной веры. Из них потом Бог выделит и миссионеров, и катехизаторов.

– А Православная Церковь склонна к катехизации и миссии?

– Конечно. Мы, люди Церкви, носители Истины и призваны думать над этой темой. Кстати, вся история Церкви пронизана этой темой. Оказывается, древняя Церковь очень ратовала за то, чтобы каждый христианин был миссионером-катехизатором. Изучая первые века христианства, мы видим, что к вере приходили не через проповедь священника на амвоне. Открыто проповедовать запрещалось. Храмы были тайными. Собрания были тайными. Вовне проповедь звучала не из уст священника, а из уст мирянина. Вся Церковь должна быть миссионерской, каждый христианин призван быть катехизатором. Разве можно себе задать такую установку: я не призван говорить об Истине или я должен молчать о Боге?

Недавно познакомился с удивительной проповедью, которая является толкованием на первосвященническую молитву Спасителя архиеп. Аверкия (Таушева). Проповедь написана в ХХ веке, но обращена ко всем нам. Она говорит: насколько православие есть религия любви, настолько же она есть религия Истины. Послушайте проповедь Иисуса Христа. О чем Он говорит? Вот эти слова: «…И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). То есть Истину нужно познавать и умом, и сердцем, всем существом. Апостол Павел говорит о том, что вера от слышания, а слышание от проповеди, от слова Божьего (Рим. 10:17). Цепочка зарождения веры примерно такова: проповедь – слушание – вера. 
Итак, мы видим, что познание Истины происходит через проповедующего. Как познать Истину без проповедника? Неужели только священник в храме должен это делать? В храм ходит только 3% населения. Неужели только им доступна Истина? Значит, Истину должны доносить те, кто на рабочих местах, в семье под одной крышей, в окружении, в поезде, на прогулке или пробежке. Например, митр. Антоний Сурожский познакомился со своим будущим духовником на пробежке в Гайд-парке Лондона. Владыка всю жизнь был спортсменом и часто бегал по утрам. На одной такой пробежке он познакомился с молодым человеком-протестантом – и благодаря общению с митр. Антонием тот перешел в православие. Спустя время владыка выбирает его своим духовником.

– Катехизаторами рождаются или стают? Ведь учительство, согласно учению апостолов, является даром Святого Духа.

– Да, дар учительства – это действие Святого Духа. Да и апостол Иаков предостерегал большинство делаться учителями, так как на нас более всего обращают люди взор и мы можем сделаться источником соблазна. Однако как примирить эти две заповеди Писания? Как примирить стихи ап. Петра и ап. Иакова? Первый говорит: будьте все готовы дать ответ вопрошающему. Второй говорит: не многие делайтесь учителями.

Тут нет противоречия. Действительно, каждый из нас, называющий себя христианином, должен быть так просвещен в учении веры, чтобы мог, когда его спросит жизнь или человек, дать ответ. Это исповедание веры. Это обязательно для спасения. Каждый христианин призван быть готовым учителем, но совершать этот подвиг нужно только тогда, когда позовёт Бог, Церковь или ближние. Тогда Господь укрепит уста и даст твердую мысль служить на этом поприще.

Нам следует впитывать учение веры и интеллектуально, и опытно-духовно. Давайте зададим себе вопрос: можем ли мы чувствовать себя свободно в учении веры, если не можем ей научить друга, ребенка или любого другого ближнего? Мы все ученики Христа, а Он наш Учитель. Когда ученик будет чувствовать себя свободно, раскованно? Когда владеет полностью информацией, материалом, когда разбирается в теории и практике. Итак, в познании Иисуса Христа есть, во-первых, интеллектуальная сторона, во-вторых, более глубокая – духовная сторона, или практика духовной жизни: молитва, аскетика, добродетели. Чтобы жить в Истине, необходимо, чтобы весь человек участвовал в этой жизни: тело – в аскезе, разум – в познании, воля – в добродетели, чувства – в различении добра и зла.

– Вы говорите, что учение веры должен знать всякий христианин. Но с чего начинать? Как можно приобрести «катехизаторский дух», рвение к учению?

– Интеллектуальное познание – это обязательная часть жизни в Истине, это постоянное познание воли Божией. В Евангелие Господь укоряет фарисеев, что они не хотят исследовать Писание, чтобы найти там пророчества и учение о Нем (Ин. 5:39).

Нам, христианам, необходимо приступить к изучению Библии. Писание нам передали апостолы как Слово Божие о Христе Иисусе. Мы подпадаем под осуждение с фарисеями, когда не видим и не ищем Христа в Писании.

Ум человеческий создан для богословия. Слово Божье – самая главная пища для разума, воли и чувства. Как мотивировать волю на исполнение Закона Божьего? Как свои чувства приучить к различению добра и зла? Только Священное Писание нам раскрывает Истину, благодаря ему мы становимся духовно зрячими.
Кроме этого, церковное изучение Библии дает духовную радость и подъём. Там не просто говорится о Христе, в Писании Он Сам присутствует, это Его слово.

– Кроме изучения Писания, еще что-то можете посоветовать? Я слышал, что Вы советуете вести богословский дневник.

– Веру нам лучше всего раскроют по-настоящему верующие люди. Нам нужны духовные друзья и общение с ними. Кроме этого, действительно, студентам катехизаторских курсов я советую вести богословский дневник. Это толстая тетрадь или электронная папка с документами. Краткая суть дневника в том, чтобы письменно изложить по пунктам все основы своей веры. Когда начнешь писать, увидишь, что мало понимаешь, возникнет интерес узнать больше: что говорит об этом Слово Божие, святые отцы, священники-современники. Таким образом, каждая «клеточка» организма веры будет изучена, интеллектуально и духовно осмыслена. Во время такой работы христианин сильно обогащается, тверже стоит на ногах. Ведь мы учимся скорее, когда сами учим. Когда себе ответил на вопрос «Как ты веришь?», тогда понимаешь, как исполнить завещание апостола – давать ответ другим.

Беседовал Георгий Хаджаев

Социальные комментарии Cackle