Рождество Богородицы: великий плод жизни Девы Марии и наше бесплодие

Рождество Богородицы – время задуматься над плодами нашей веры.

Почему христиане так чествуют Деву Марию и с таким благоговением относятся к Ее рождению? Ответ очевиден, и кроется он в простых словах праведной Елизаветы: Она Матерь Господа нашего (Лк. 1:43). Но давайте еще задумаемся над тем, что Богородица – самый достойный плод, когда-либо принесенный человечеством. При всей нашей испорченности, при пораженности грехом все-таки нашлась одна семья, где родилась Та, Которая смогла вместить Невместимого. Сама Богородица, будучи плодом огромной веры, принесла Свои плоды, отчего и удостоилась стать первым человеком, достигшим обожения. А что мы с вами? Взирая на образ Пречистой Девы, не становится ли нам стыдно от бесплодности собственной веры.

О духовных плодах человечества в целом и отдельных народов сегодня говорить уже не приходится. По словам митрополита Антония Сурожского, наше общество переживает сегодня культурный кризис, интеллектуальный кризис и самый глубокий – духовный кризис. В «просвещенном» обществе царит тоталитаризм плюрализма и отрицания Истины, авторитетов и объективной нравственности. Однако ведь мы, христиане, пусть и в малом количестве, но должны же приносить плод? В итоге приходится констатировать тот факт, что в большинстве случаев вся духовность сводится к двум последствиям. Первая заключается в том, что многие из крещеных людей всё христианство реализуют в ношении крестика, редком посещении церковного двора с корзинками еды на некоторые праздники, пресловутому «Богу в сердце» и исполнении заповедей «Не убий» и «Не укради» (больше они даже вспомнить не могут). Но мы к этой части не относимся – у нас другая проблема. Второе проявление бесплодности нашей веры заключается в многолетнем хождении в храм, участи в Таинствах, вычитывании правил, перечислению грехов на исповеди без какого-либо видимого или ощутимого прогресса. Мы реально не ищем Божьей воли. Сделав некоторый рывок в начале нашего воцерковления, мы перестали бороться и менять себя, мы не чувствуем себя гражданами «Царства не от мира сего» (Ин. 18:36). Если в нас бушуют страсти, если ценности материального мира (а об этом говорят наши поступки) для нас важнее ценностей вечных, то и христианство наше ничего не стоит. Только задумайтесь, как страшно осознавать, что ты, к примеру, проходил в храм двадцать лет, но остался, по сути, на уровне неофита.

И вот первое и, пожалуй, единственно важное, чему нас учит пример жизни Богородицы, – это смирение и принятие воли Божьей. Ничего оригинального – можно сказать мне в ответ – возможно, но позвольте договорить. Давайте вспомним, что критики христианства нередко воспринимают смирение как проявление рабского, а отсюда несвободного сознания. Но это абсолютно поверхностное и крайне упрощенное понимание. Цель жизни христианина состоит в перерождении из человека ветхого, пораженного грехом, в человека нового – возвращение к утраченному в грехопадении состоянию с последующим обожением. Совершить такое перерождение возможно только Богу, но с согласия и содействия самого человека. Именно с таким согласием тесно связано понятие христианского смирения. Когда христианин смиряется и принимает какое-либо свое бедственное состояние в условиях падшего мира, это не значит, что он сломан. Наоборот, состояние его души творческое, свободное, ведь он активно меняет себя. Морально же или психологически сломленный человек ни к чему не стремится, не развивается и не живет. А вот христианин, преодолевая трудности и скорби, четко знает, ради чего он терпит и ради Кого смиряется. Рабству Бога противопоставляется рабство материи, рабство греху, а, соответственно, рабство диаволу. Сатана больше всех будет кричать о свободе, понимаемой в смысле вседозволенности и разнуздания страстей, но что толку сопротивляться обстоятельствам, которые от тебя не зависят. «Я не хочу терпеть материальные лишения, я хочу делать, что хочу, позволять себе, что хочу», – это девиз веельзевуловой свободы, которая не что иное, как рабство материи. Большинство людей не могут изменить своего бедственного состояния, особенно если это касается болезней или смерти. Однако мы всегда можем изменить свое отношение к ним – и это станет подлинным плодом нашей веры, плодом, являющим признак настоящего внутреннего перерождения христианина. Богородица многое пережила, большинство из нас даже представить не может, каково это смотреть на пытки и смерть Единственного Сына, не отвергая, а принимая, пусть и столь болезненную, но Божью волю. Без страданий не настанет перерождения – и необязательно это будет что-то страшное – Господь дает испытаний каждому по силам, – но нередко и в наших, относительно легких скорбях мы ропщем и обижаемся.

Принятие Божьей воли, позволение Ему действовать в нашей жизни согласно Его усмотрению – это тот плод, который важнее и тысячи прочитанных канонов. Владыка Иоанн (Шаховской), бывший архиепископом Сан-Францисским, однажды пережил пожар собственного дома, в котором сгорели все его вещи, деньги и книги. И вот, стоя и взирая, как полыхает всё его добро, он сказал: «Господи, ты не раз спасал меня от смерти. Мне нечем Тебя отблагодарить. Пусть этот дом будет своей свечой, горящей пред Тобою». Он внутренне согласился с происшедшим и спокойно принял его. Он не стал психовать, проклинать всё и вся, не стал роптать, но с душевным спокойствием принял неизбежное, там самым явив плод подлинного христианского смирения и подлинной свободы.

Смирение не превращает человека в безвольное существо или «размазню», но дает внутренний покой и душевное равновесие, а отсюда устойчивость по отношению к тем катаклизмам разного рода, что случаются в нашей жизни.

Богородица была таким же, как мы, живым человеком, со своими желаниями и устремлениями. Но именно Она Своим примером показала нам, что смирение заключается в принятии и воплощении в своей жизни мысли о том, что далеко не всё в мире сводится к нашим желаниям и мир не обязательно должен быть таким, как нам хочется. И вот это согласие невозможно без веры, без полагания на Промысел Божий.

Рождество Девы Марии было началом Её земного пути, в котором благодаря смирению Она стала Богородицей и перенесла все испытания, что возложил на Её хрупкие женские плечи Господь. Пусть же для нас этот праздник станет переосмыслением собственно жизни, ради того, чтоб, принеся подлинный плод смирения, и мы вместе с Ней, преобразившись, достигли Царства Небесного.

Протоиерей Владимир Долгих

Социальные комментарии Cackle