Похвала Богородице от киевского новомученика

Знаю одного монаха, который без слез не говорит о Богородице. Удивительный человек. В обители мало кто скажет о его приветливости. «Суровый монах» – его единственная характеристика. Но когда он говорит о Деве, слезы появляются на глазах и текут теплым ручейком любви к Владычице, к «нашей Матери».

Как нам прославить Богородицу? Как понять Её важность в нашей жизни? Важность в деле нашего исцеления от грехов, от смерти и диавола. В день похвалы прославим Её словами Киевского богослова, священника и святого священномученика Анатолия (Жураковского). Его проповеди сохранили его духовные чада, они звучали на Соломенке в храме в середине двадцатых. Это человек, который в те темные дни бродил в тяжелых думах по одному киевскому двору и вдруг на дереве увидел образ Богоматери с младенцем и утешился великим покоем: «Если Она здесь, не ушла в это безбожное время, значит благодать с нами, Бог с нами». Его словами восхвалим Деву.

По слову священномученика Богородица – это «вершина, откуда открывается вся безмерность евангельских горизонтов». Через Неё «нетление и воскресение и обожение человеку, и не только человеку, но и всей стенающей твари, чающей откровения сынов Божиих».

Жизнь Богородицы неразрывна с Жизнью Спасителя: «И был день, для всех людей и для всего мира похожий на все земные дни. В этот день так же, как всегда, суетились, мучились, веселились в своем невеселом веселии люди. Но в этот день решалась судьба мира. Она сказала «Се, Раба Господня», Дух осенил Ее, и Она зачала во чреве Своем Слово Жизни. Девять месяцев Она носила Его под сердцем, Она приняла Его в Свои руки. Она видела Его первую улыбку, первые неуверенные детские движения. Она видела и знала то, чего никто не видел и чего никто никогда не узнает, потому что евангелисты не сообщили нам почти ни одного слова об этих сладостных тайнах первых лет. К Ней первой пришли испуганные пастухи и Ей рассказали о страшных видениях ангельской славы. Далекие мудрецы Востока пред Ней излагали свои вычисления, плоды своей мудрости. К Ней протягивал Симеон свои дрожащие руки, и Она слышала его ликующий пророческий гимн и жуткую загадку об оружии, пронзающем Ее сердце.

Она открывала Книгу Закона и вместе с Ним становилась на молитву перед Отцом Небесным. И когда, много лет спустя, Он выходил на страшный путь общественного служения, Она подвела Его к первому чуду. И когда от Божественного прикосновения вода в водоносах Каны искрилась радостным вином, Она стояла рядом и Она одна, быть может, поняла страшный смысл Его слов о «Его часе» и в этом первом ликовании прозревала и величественную тишину Тайной Вечери, и ужас Голгофы, и торжество Воскресения».

Суббота Похвалы Божией Матери – это день гимна в честь Богоматери. Эти сутки хвалы в мыслях священномученика называются «днем хвалы за Её совершенство». О незаурядном мы говорим: «Талантлив во всем». Тем более прославим Богородицу «не за какие-нибудь отдельные проявления Ее любви, а за Ее Божественную красоту и ни с чем не сравнимое совершенство. Бывает так, что, когда путник идет долгим и трудным путем, он останавливается где-нибудь у ручейка, под тенью дерева, отдыхает от пережитых в пути испытаний, набирается сил для дальнейшего путешествия. Мы идем сейчас нелегким путем, проходим поприще Великого поста…вот в эти дни, в дни прославления Божией Матери, Церковь как бы хочет дать отдых, утешение нашей душе, после всего пережитого вдохнуть новые силы для того, что еще надо пережить, и она обращает наши взоры к Великой Утешительнице человеческого рода, подводит под Ее спасительную сень».

Богородица чище и выше неба и при этом Она такая близкая, такая родная. Человек сначала зарождается внутри матери, далее питается её плотью, живет её жизнью. И первое слово, и первое чувство любви мы испытали к матери. Это все по мысли наших святых прообраз отношения христианина к Матери нашей Богородице. Она дала миру Плоть и Кровь животворящую Божественного Агнца.

Вся Её жизнь внутри Неё, нам невозможно проникнуть в тайну Девы. Сщмч. Анатолий рассуждая об этом замечает, что множество икон Богоматери говорят нам не только о милосердии Её, но и о Ее сокровенной жизни. «Тайн еси Богородица рай» – Она есть средоточие множества тайн, Она живой сад Божий. «Раем тайн» называет Ее святая Церковь, и эта тайна Матери Божией недоступна для нашего человеческого ума. «Один богослов делает справедливое замечание о том, что если мы возьмем все догматическое богословие, то будем поражены тем, как мало там говорится о Богоматери. Мы, может быть, найдем там всего несколько страничек, посвященных Ей, в то время как святая Церковь не перестает славить Ее имя, а в жизни каждого верующего это имя занимает особое, несказанное, ни с чем не сравнимое место...Итак, наш человеческий разум, наша мудрость не в силах проникнуть в тайну Богоматери. Если мы хотим открыть эту тайну, хотим найти откровение о Богоматери, то мы должны прежде всего обратиться к богослужебным гимнам, к молитвам, а потом и к святым иконам, так как они не только летопись о милосердии Богородицы, но это и живое откровение о тайнах Ее жизни».

Отец Анатолий замечает, что наши отношения с Матерью Света выражаются через Богородичные иконы. Раскрывая в проповеди «Об иконе Богородицы» богословское значение тех или иных образов Владычицы он тонко подмечает, что для человека Дева – источник радости: «А вот иконы, которые свидетельствуют об особой радости, посылаемой Матерью Божией, – «Утоли моя печали», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость». От одного наименования этих икон точно светлые лучи спускаются к нам, в нашу скорбную жизнь… и от одного этого перечисления в сердце нашем станет светлее, и радостнее, и спокойнее…милость Матери Божией проливается на нас не только в наших земных скорбях, но и в наших душевных обстояниях; в дни душевных смятений мы тоже должны искать поддержки у Божией Матери…Мы знаем, как Мария Египетская, великая грешница, случайно попала в Иерусалим. Она хочет войти в храм и поклониться Кресту Господню, но не может, точно силы невидимые удерживают ее. В смятении подымает она взор свой, и ее взор точно встречается со взором Матери Божией, глядящей на нее с иконы. Один миг, одна минута, в которую встретились два взора, взор Чистой Благословенной со взором грешницы – и вся душа этой грешницы потрясена, она падает в слезах и покаянии и встает уже не грешницей, а той святой, которая весь мир удивит подвигами благочестия. И все это случилось от соприкосновения с Матерью Божией, от одной встречи с Ее взором».

Чистота Богородицы удивительна, она обладает великой притягательной силой. Созерцая чистоту Марии, возникает вопрос перед человеческим умом – в чем тайна Её приснодевства? Христиане по-разному решали эту богословскую загадку. Протестанты её не заметили со свойственной им близорукостью, католики догматизировали, а православные преклоняются перед тайной. Об этом рассуждает священномученик: «Девство Богоматери непостижимо, непонятно, неестественно, о нем мы не можем размышлять, не можем его постигнуть. Оно особой благодатной природы. Поэтому у католиков даже учение о девстве Богоматери вылилось в особый догмат непорочного зачатия. Православная Церковь этого догмата не знает, но это не потому, что она меньше почитает Божию Матерь, а потому, что она не находит возможным входить в эту тайну, сокровенную от человека. Она перед лицом этой тайны закрывает свое лицо и в смирении преклоняется перед Ее непорочностью, перед чистотой Ее Приснодевства».

Дева, Богородица Мария единственная привлекла в себя Слово Божие. Через Её смирением мир украсился и преобразился воплощенным Богом. Именно от Неё Христос взял плоть, из Её яйцеклетки воплотился, носил, возможно, её цвет глаз и Её черты можно было разглядеть в Лице воплотившегося Бога. Он наследовал по человечеству Её гены, В Нём через Неё течет кровь от царя Давида, Авраама и Адама.

Иерей Андрей Гавриленко

Теги

Социальные комментарии Cackle