Реальность и возможность чудес. Размышления для современного человека

Если существует всемогущий, всеведущий и любящий Бог, то Его вмешательство в естественное течение жизни материального мира становится неизбежным.

В высказанной мысли есть одно противоречие. Если Бог всемогущ, то как что-то в Его отношении может быть неизбежным? Получается, что Он не свободен, что некий рок довлеет над Богом, детерминирует Его действия. Конечно же, нет. Просто в данной ситуации сложно подобрать какие-то альтернативные слова. Человечество и весь окружающий нас мир находятся в падшем состоянии. Любящий Бог не оставил нас, пораженных злом, погибать, потому Его вмешательство неизбежно в том смысле, что это естественный порыв любви, свободное желание спасти человека. Мы знаем, что Господь часто нарушает законы функционирования этого мира, начиная от библейских событий и, главное, Воплощения Сына Божия и заканчивая чудесами, совершающимися в наши дни. В общем, хочется повторить известную фразу: христианство – это религия чудес. О том, как правильно относиться к чудесам и чего стоит в данном случае опасаться, мы поговорили в предыдущем материале, теперь стоит высказать несколько слов в защиту возможности чудес, ведь именно против них нередко свои тезисы направляют скептики и атеисты.

Сегодня довольно большое распространение приобретает сциентистское мировоззрение, согласно которому существует только эмпирически верифицируемые (научные) истины. Это довольно шаткая позиция, ведь ее истинность никак экспериментально не подтвердить, соответственно, она направлена против самой себя. Но любителей покритиковать всё, что связано с религией, это не останавливает.

Естественные науки, если они не выходят за рамки собственных компетенций, имеют дело исключительно с материальным миром, в котором действует тип причинности, называемый «событие-событие» или «состояние-состояние». И действительно, только при таком подходе возможно проведение экспериментов и на основании полученных результатов вербальное или математическое формулирование открытых законов. Если оставаться в рамках данного, столь необходимого для жизни, но все-таки довольно узкого взгляда на мир, то и в самом деле сложится впечатление, что чудеса невозможны. Однако повседневный опыт говорит нам о том, что существует и другой тип причинности, который можно назвать «через действующее лицо». Он говорит нам, что причиной того или иного состояния или события может быть не другое, предшествующее во времени, состояние или событие, а субъективное, личностное «я», способное вызвать различные следствия одной и той же причины. Если транспонировать данную мысль на вопрос о чудесах, то сциентистский подход уже не кажется таким очевидно правильным. К чудесам можно отнести не только какие-то экстраординарные нарушения законов природы, но и многие стороны Божьего Промысла. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё» (Еккл. 11:5), – говорит царь Соломон.

Но давайте вернемся к типу причинности «событие-событие», так как и здесь есть место для чуда. Чудом ведь не обязательно считать какие-то выходящие за рамки привычного понимания жизни мира рамки, но и некоторую случайность. Ведь сам тип «событие-событие», несмотря на всю свою детерминистскую личину, не только не отрицает случайности, а и предполагает ее. Представим, что есть два абсолютно независимых причинно-следственных ряда, которые пересекаются в какой-то точке. При этом в качестве случайности можно рассматривать как сам факт их столкновения, так и возможность появления третьего (не возникшего в иных условиях) причинно-следственного ряда. Для внешнего наблюдателя в данном случае не произойдет ничего необычного, но для человека, движущегося в одном из причинно-следственных рядов, это может быть настоящим чудом. Рассуждая о таком виде чуда, отец Василий Зеньковский писал: «Вхождение Бога в жизнь мира, без нарушения  закономерности его бытия, возможно именно, как видоизменение того, что намечалось раньше ходом событий через «встречу» различных, до этого не связанных друг с другом событий». В чудесах важна не столько их внешняя атрибутика или действенность, сколько, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), их святой смысл и святая цель.

Перейдем теперь к экстраординарным, с нашей точки зрения, событиям. Здесь стоит обратиться к такому всемирно известному философу и скептику, как Дэвид Юм, утверждающему буквально следующее: «Чудо есть нарушение законов природы, а так как эти законы установил твердый и неизменный опыт, то доказательство, направленное против чуда, по самой природе факта настолько же полно, насколько может быть полным аргумент, основанный на опыте». Что ж, аргумент кажется «железобетонным», кто ж попрет против очевидного и твердого опыта? Но мы все-таки попробуем. В словах Юма есть явная отсылка к единообразию природы, т. е. он говорит, что везде и всюду действуют одни и те же законы. И действительно, сила гравитации, трения, поверхностного натяжения и пр. будут одинаково работать во всех уголках нашей планеты. Но откуда взялась эта уверенность в единообразии природы? Всегда ли опыту можно доверять на сто процентов? Клайв Льюис указывает три причины, лежащие в основании уверенности в пресловутом единообразии:

1. Привычка. Мы все очень подвержены привычкам, потому нам всегда кажется, что события прошлого обязательно должны повторяться в будущем.

2. Неприятие «выходок» природы, ведь мы попросту бессильны против них, а потому проще себя убедить, что ничего неожиданного в будущем не произойдет.
3. Врожденное ощущение единообразия. С одной стороны, мир создан разумным Богом, и он в самом деле живет по определенным законам. С другой стороны, человек постоянно сталкивается с явлениями, которые в данный момент не может объяснить, а врожденное чувство единообразия подталкивает его к мысли, что в поисках ответов он поступает правильно.

Несложно увидеть, что каждая из перечисленных причин носит субъективный характер. Сначала, как писал Паскаль, доверяя собственному опыту и убеждая себя в его правильности, мы делаем скачок веры, а потом уже можно и скептиками становиться, и христианство с его чудесами критиковать. Более того, в отношении первых двух причин действует еще и страх перед неизвестностью, что уж никак не добавляет рациональности в рассуждения Юма.

В самом начале я сказал, что, совершая чудеса, Бог нарушает законы функционирования этого мира. Это суждение понятно, но по своей сути неправильно. Когда мы говорим о нарушении законов, то подразумеваем, что кто-то эти законы обязан соблюдать, но по собственной воле или же за неимением сил отказывается это делать. Бог же – создатель законов природы, имеет абсолютную власть над Своим творением, потому и говорить о нарушении Им собственных законов – бессмысленно, будто Он делает что-то непозволительное. Как писал американский философ Питер Крифт, если Бог Сам не создал такого мира, в который Ему было бы непозволительно вмешиваться, значит Его вмешательство – часть реализации Его замысла о мире.

Подводя итог, следует сказать, что если признать реальность Бога, то проблема чудес во многом снимается сама собой. Также, какими бы сильными ни казались аргументы скептиков, сила их относительна. В своих «Очерках» проф. Николай Фиолетов указывает, что сама наука сегодня не отрицает событий, выходящих за рамки обыденности, а чудесность чуда заключена не во внешних действиях, но в их внутреннем смысле в сочетании с высшей целью.

Протоиерей Владимир Долгих

Теги

Теги: 

Опубликовано: ср, 19/04/2023 - 15:37

Статистика

Всего просмотров 1,512

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle