Умирает ли душа вместе с телом, как учат Свидетели Иеговы?

О лжеучениях и лжетолкованиях библейских изречений – профессор богословия Виктор Чернышев

Духовная смерть

Одним из важных элементов вероучения тоталитарной навязчивой  секты «Свидетелей Иеговы» является утверждение о том, что душа после смерти человека перестает существовать, т.е. умирает вместе с телом: «Душа согрешившая, та умрет» (Иез. 18:4). Эта ссылка на библейский текст, пожалуй, самая наглядная демонстрация того, как строятся лжеучения на основе библейских изречений, выхваченных из контекста. Если продолжить чтение 18 главы пророка Иезекииля, то становится понятно, что речь  идет о духовной смерти грешника, праведник же «непременно будет жив» (там же, стих 9). А о том, что согрешивший человек умирает духовно, речь идет в притче о блудном сыне: «Сын мой был мертв и ожил» (Лк. 15:24).

Бог предсказал Адаму смерть в тот же день, когда первый человек вкусит от дерева познания добра и зла (Быт. 2:17). Совершив грехопадение, Адам и его жена Ева не умерли в тот же день физической смертью. Они умерли смертью духовной - их души удалились от Бога. «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4) - так точнее передается смысл  стиха. Это подтверждает и пророк Исаия: «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» (Ис. 59:2).
О духовной смерти души говорили и святые отцы Церкви: «Удаление души от Бога есть смерть для нее» (прп. Симеон  Новый Богослов). Трудно не согласиться с утверждением Екклесиаста, которое часто любят цитировать «свидетели», что «в могиле... нет ни работы, ни размышления, ни знаний, ни мудрости» (Еккл. 9:10), но это вовсе не означает уничтожение души - просто после смерти душа человека освобождается от земных пристрастий, т. к. она возвращается к Богу, о чем свидетельствует тот же Екклесиаст (Еккл. 12:7).

Во время физической смерти духовная составляющая человека покидает его тело. У физического тела, лишенного души и духа, разумеется, не будет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10).
Слова Спасителя об уснувшем Лазаре (Ин. 11:11) как раз подтверждают православное учение об успении душ до воскресения во Христе, а не об уничтожении их, как пытаются трактовать эти слова Свидетели Иеговы. Усопшими, т.е. уснувшими, называет Церковь умерших людей, подчеркивая временность разлуки с нашими близкими, души которых отошли ко Господу. И если душа человека переставала бы существовать после смерти его, то не восклицал бы первомученик Стефан : «Господи, Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59).

Царь и волшебница

В книге Царств читаем, что агонизируя в предчувствии великой беды, царь Саул обратился к волшебнице (спиритке), которая занималась вызыванием душ усопших (что было мерзостью пред Богом). Читаем: «Тогда женщина спросила: кого же вывести тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне» (1Цар. 28:11), и далее: «…выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицом на землю» (1Цар. 28:14). Волшебница по обычаю хотела вызвать некое привидение, о природе которого она могла лишь догадываться, но  увидела того, кого вовсе не ожидала увидеть. Если бы были правы сектанты, и это был обычный спиритический сеанс, на котором явился бес в облике Самуила (ведь не могла, действительно, вызвать волшебница дух праведника!), тогда непонятна ее реакция, ибо она привыкла к общению с падшими духами. Но вопреки ожиданиям самой спиритки, произошло подлинное чудо: Бог облек бесплотную душу Самуила в некое подобие тела, дабы еще раз выразить отступнику Свою непреклонную волю о нем и его потомках: «…для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил через меня; отнимет Господь царство из рук твоих» (1Цар. 28:17).

Если бы сектанты (иеговисты, адвентисты и проч.) были правы, то тогда демон мог бы давать истинное пророчество того, «что произойдет», прежде чем оно произошло волей Бога. Но демоны служат господину своему – отцу лжи, поэтому они столь последовательны в неправде. Только Бог мог сотворить подлинное чудо или попустить его в среде даже нечестивых для последнего суда и приговора. Именно об этом событии свидетельствует Иисус, сын Сирахов: «Он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» (Сир. 46:23).
И даже если согласиться с позицией «свидетелей», что эту информацию человеку открыли демоны, тогда опять же следует признать факт существования самого субъекта (которым овладел бес), воспринимающего бесовские внушения после смерти телесной оболочки.

Общая могила человечества

Раз нет бессмертия души, значит не существует и ада – утверждают «свидетели». Ад же в их понимании (евр. шеол) - это общая могила человечества, в которой будут покоиться души грешников, лишенных за свои грехи возможности быть воскрешенными, а геенна огненная, о которой неоднократно говорил Спаситель, - всего лишь горящая свалка в долине Гинном на окраине Иерусалима. Действительно, долина Гинном, где когда–то идолопоклонствующие иудеи приносили в жертву своих детей языческому идолу Молоху, сжигая их заживо, во времена земной жизни Христа была местом для уничтожения городских нечистот, трупов казненных преступников и павших животных, для чего в долине всегда горел огонь. Странно, если бы Христос, говоря о геенне (Мф. 5:29; 10:28. Мк. 9:43-45 и т.д.) утверждал, что тела и души грешников будут уничтожаться на пригородной свалке. Долину Гинном - геенну огненную, ставшую местом ужаса и омерзения для израильтян, Христос называл  символом вечных мук нераскаявшихся грешников. Потому и боятся «Свидетели Иеговы» истинного значения этого выражения и, судя по всему, опасения их не напрасны.

По образу и подобию

Человек обладает некой духовной сущностью: «Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов 32:8). Давид (Пс. 50:12) просит Бога обновить внутри него «дух правый». Человек отождествляет себя именно с этой духовной сущностью, называя телесную оболочку «храминой из брения» (Иов 4:19). Апостол Павел утверждает, что «когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах... Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем... И как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть ему угодными...» (2Кор.5:1-9).
Этот отрывок недвусмысленно доказывает, что человек - не просто механическое соединение тела и дыхания жизни, образующее живую душу, а скорее  духовное существо в телесной оболочке, потому что создан по образу и подобию Божию (см. Быт. 1:26,27; 5:1). Это полностью опровергает попытку отождествить человека с его физическим телом, так как «Бог есть дух» (Ин. 4:24), то есть Бог - личность, не имеющая материального тела.
Апостол Павел также заявляет: «Для меня жизнь - Христос, а смерть – приобретение» (Флп. 1:21). Если смерть - это сон в могиле без сознания, то какая же радость апостолу умереть, чтобы спать в могиле до воскресения? Какое же это тогда «приобретение»?
Или вот еще один стих, повествующий о событиях на горе Фавор, где апостолам «явились…Моисей и Илия» (Мф. 17:3). Но известно из книги Второзакония (32:50), что Моисей умер на горе Нево. Как же он там очутился на Преображение Господне?
Сам апостол Павел утверждает: «Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4:16). И в Послании к Филиппийцам он скажет: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас» (1:23-24).
Апостол Иоанн, описывая свое видение на Патмосе, также указывает на некие души: «…увидел под жертвенником души убиенных…и возопили они громким голосом…» (Откр. 6:9-10).
Созвучную мысль находим мы и в Книге Деяний: «Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31).
Противоречия учения:
Дальнейшее изучение  всех противоречий учения Свидетелей Иеговы о смертности души человека с помощью анализа различных мест Священного Писания  показывает, что:
- дух в человеке - не просто дыхание ( Иов 27:3);
- дух в человеке не зависит от тела ( Зах. 12:1);
- дух во время смерти выходит из человека ( Пс. 145:4; Мф. 27:50; Мк. 15:37; Деян. 5:10);
- Бог принимает дух умершего человека ( Еккл. 12:7; Иов 34:14; Пс. 103:29; Лк. 23:46; Деян. 7:59);
- Тело без духа мертво ( Иак. 2:26; Иез. 37:8);
- Возвращающийся дух воскрешает мертвое тело ( Суд. 15:19: Пс. 103:30; Иез. 37:5,6,10,14; Лк. 8:55; Откр. 11:11);
- душа - не только кровь и эмоции. Душу в отличие oт тела нельзя убить ( Мф. 10:28);
- духовная сущность обладает сознанием после физической смерти ( 1 Цар. 28:8-19; Ис. 14:9-17; Мф. 17:3, Откр. 6:9-11).
И после физической смерти нет фазы бессознательного сна, как это утверждаю адвентисты Седьмого дня, поскольку сам Господь Иисус Христос указывает на бессмертие души в последние часы Своих страданий, обращаясь с Креста к благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Другими словами, после смерти телесной Господь сразу, а не после всеобщего Воскресения вводит его первым в райские обители, поскольку «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38;  Мф. 22:32).
В Писании говорится, что сотворив тело человека, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7). В «Пространном Катехизисе» сказано, что «дыхание жизни» - это и есть бессмертная душа, существо «духовное и бессмертное». Однако Свв. Отцы говорят, что «дыхание жизни» есть нечто большее, чем просто духовная субстанция.

Что же Святые Отцы повествуют о бессмертной  душе?

Преподобный Макарий Египетский: «Как душа есть жизнь тела, так и в вечном и небесном мире жизнь души есть Дух Божий».
Преподобный Ефрем Сирин: «Душа сотворена по образу Творца твоего, в тебе отпечатлены Его подобие и Его образ, - берегись запятнать образ Божий и подвергнуться осуждению Царя, образ Которого ты поругал».
Преподобный Исидор Пелусиот: «Тело живет, пока в нем душа, и душа живет, пока в ней Божий Дух. И как после разлучения с душой тело умирает, так и по отшествии Святого Духа душа утратила блаженную жизнь, которая хуже всякой смерти».
Святитель Григорий Нисский: «Человек приведен Творцом в бытие, чтобы быть одушевленным подобием Божественной и превысшей силы».
Святитель Василий Великий: «Необходимо миру измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь наша имеет качества, родственные этому миру, так и будущее состояние наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию».
Митрополит Московский  Филарет: «Человек не есть только тело, но и не только дух; он – единство тела и духа. «И стал человек душею живою» (Быт. 2:7), то есть как только Творец в созданное Им тело вдохнул дыхание жизни, человек сделался живым существом, единым по сознанию, двояким по естеству. В учении Священного Писания о духовном начале жизни человеческой иногда указывается как будто на двойственность и этого начала, например: «Слово Божие живо и действенно… проникает даже до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4:12). Некоторые из учителей Церкви также говорят о душе и духе, как будто о двух различных началах нашего духовного естества. Но у апостола слова «дух» и «душа» в отношении к природе человека означают не различные начала, а только высшую и низшую сторону одного и того же начала: отсюда у него выражения «духовный» и «душевный» человек (1 Кор.2:14-15), то есть человек с высшим ведением и озарением от Бога, прозревающий в область Горнего, духовного мира, и человек – с неразвитым или даже притупленным зрением духовным, неспособный в этом состоянии видеть ничего выше чувственного. Так же  думали и учители Церкви, различавшие дух и душу в человеке, потому что, говоря о природе вообще, они признавали только двухчастный, духовно-телесный состав его».
Таким образом, о сходстве человека с Богом (являющегося по природе Своей чистейшим Духом) или об образе и подобии Божием в человеке можно сказать, что большинство Отцов и учителей Церкви связывали образ Божий в человеке с его бессмертной душой. Поэтому носителем образа Божьего в человеке является его бессмертная душа. Более конкретно – образ Божий, заключающийся в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения, а также в ее бессмертии как невозможности разрушения или уничтожения. Поэтому в православном Катехизисе сказано, что образ Божий – это дар Божий, который выражается в способности быть причастником Божественной жизни и участвовать в божественных совершенствах. А подобие Божие – проявление этого дара в жизни человека и та мера, в которой эта способность реализуется.

В заключение приведем пожелание апостола Павла: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23).

                   Использованные источники:

1. Иерей Олег Давиденков. Догматическое богословие: курс лекций. -  Ч- III.- М., 1997.
2. Дворкин А. Введение в сектоведение. -  Нижний Новгород: Изд. Братство во имя Великого князя Александра Невского, 1998.
3. Дьякон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. -  Ноябрьск: Фонд «Благовест», 1998.
4. Симфония на Ветхий и Новый Завет. -  Часть II. -  СПб.: АО «Санкт-Петербург. Типография 6, 1994.
5. Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета (пер. с англ. В.С.Кузнецов, Д.В.Дмитриев, О.Ю.Самарин)/ науч. ред.: игумен Иннокентий (Павлов). – М.: Библейско-богословский ин-т св.ап.Андрея. Изд. «Герменевтика», 1996.
6. Макдауэл Дж., Стюарт Д. Обманщики. -  М.: Протестант, 1994.
7. Свидетели иеговы: секта американского галантерейщика. Братство святителя Тихона. -  Клин, 1999-2000.
8. Настольная книга священнослужителя. -  Том 7. -  М., 1994.
9. Добросельский П.В. О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека. -  М.: Благовест, 2009.

Опубликовано: пн, 06/07/2015 - 10:57

Статистика

Всего просмотров 5,893

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle