В чем Таинство Крещения уподобляется Пасхе и зачем для него нужна вода?
О том, что Таинство Крещения духовным образом соединено со Светлым Христовым Воскресением, мы видим из первых молитвословий и обрядов вышеупомянутого Таинства.
В требнике о начале Таинства Крещения сказано так: «Войдя в храм, священник облачается в белые священные одежды. Зажигаются все свечи. Взяв кадило и подойдя к купели, священник кадит вокруг нее и, отдав кадило, кланяется».
Здесь белые священнические облачения нам говорят о том, что в древней Церкви Таинство Крещения над оглашенными совершалось на Литургии в Великую Субботу, когда весь православный мир уже жил в предвкушении Светлого Христова Воскресения. В «Настольной книге священнослужителя» так об этом пишется: «Белая фелонь напоминает о том, что в древности Крещение совершалось в Великую субботу и пасхальный характер Крещения по сей день остается ключом к пониманию не только этого Таинства, но и всей полноты христианской веры. Ибо, по словам святого апостола Павла: ‟Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения...” (Рим. 6:4, 5).
Купель с водой ставится посреди храма (или крещальни). По краям ее зажигаются три свечи (здесь три свечи, конечно, символизируют Святую Троицу. – Прим. авт.). По левую сторону от купели ставится аналой, на который полагаются Крест, Евангелие и крестильный ящичек. Перед купелью становится священник, за ним – восприемники с младенцем или сам крещаемый, если он взрослый, тогда его восприемники становятся позади него. Восприемникам даются свечи».
Далее Таинство Крещения начинается священническим возгласом: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков». Примечательно то, что этим возгласом начинаются три Таинства Православной Церкви: Таинства Евхаристии, Брака и Крещения.
Это потому, что в древности все они совершались во время Литургии.
Веществом для Таинства Крещения является вода. На это есть благословение Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который и установил это Таинство. Он Сам крестился от руки святого Иоанна Крестителя в реке Иордан и Собой освятил водное естество для Таинства Крещения. Кроме того, в беседе со святым Никодимом Спаситель сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
А в Евангелии от Марка есть следующее повеление, данное Господом Своим ученикам-апостолам: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15, 16).
Почему именно вода? Здесь много древних символов. Во-первых, вода – первичная космическая стихия, сотворенная Всевышним: «...Дух Божий носился над водой» (Быт. 1:2). А Таинство Крещения – это первое Таинство, которое должно совершиться над человеком для того, чтобы он имел возможность войти в Царствие Небесное. Во-вторых, вода – символ разрушения и смерти. Вспомним, первый мир был, за исключением Ноева ковчега, уничтожен водой. И здесь есть отсылка к определению Таинства Крещения из катехизиса: «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую». Т. е. ветхий человек (имеются в виду страсти да грехи человеческие) должен быть уничтожен в крещенской купели. Отсюда вода здесь – символ земли и погребения. Символ смерти. Вспомним Павлово: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения...» (Рим. 6:4, 5).
Поэтому в корне неправы те люди, которые просят батюшку перед крещением не мочить ребенка. Его нужно не только мочить, но и троекратно погрузить в воду, и восставить с призыванием имени Святой Троицы. В этом суть Таинства.
Кроме того, вода также и символ – жизни, очищения, возрождения. И подобно тому, как в Великий пост мы сораспинаемся Господу нашему Иисусу Христу и восходим с Ним на Голгофу, без которой невозможно Воскресение Христово, и в Таинстве Крещения человек должен умереть для греха, для страстей, для диавола и воскреснуть для жизни вечной, для рая, для Царствия Небесного, соединившись с Богом.
Отсюда и радостный пасхальный характер Таинства Крещения. Ведь в нем утверждается тропарь Воскресения Христова: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в». И сущие во гробех – это все мы, православные христиане, которым посредством Таинства Крещения Господь даровал жизнь. Поэтому, конечно, Таинство Крещения в своей глубинной сущности является личным воскресением во Христе каждого человека.
Иерей Андрей Чиженко
Опубликовано: пн, 05/04/2021 - 19:18