О страхе смерти

События последних месяцев поставили нас перед лицом реальности, которая, не будучи ни новой, ни мало-мальски удивительной, вместе с тем вызывает напряжение как никакая другая.

Эта реальность – реальность смерти. Нет, прежде смерть не была от нас дальше, никто и раньше не мог чувствовать себя застрахованным от смерти, во все времена человеку реально принадлежал только мимолётный миг настоящего, устремлённый в неизвестность будущего.

Однако все эти, до банальности очевидные, факты не мешали никак и никому жить, пребывая в убеждении, что смерть хоть и обязательно случится, но когда-нибудь не сейчас. И это ещё в лучшем случае. В худшем – о смерти предпочитали не вспоминать вообще, о ней страшились говорить, боялись лишний раз подумать, а если и случалось вспомнить невзначай – то непременно жди беды...

Коронавирус в одночасье лишил нас этой комфортной, пусть и ложной, убеждённости. Внезапно мы оказались в реальности, где и заболеть толком неизученной болезнью, и лишиться здоровья, и даже умереть можно внезапно и быстро, и как-то подстраховаться, обезопасить себя, снова вернуться в состояние «уверенности сытой» теперь уже очень непросто.

Самое время вспомнить о неизбежном. Тем более что на плоды нехристианского отношения к смерти мы в последнее время насмотрелись сполна: протесты против размещения эвакуированных, блокирование родственников заболевших, в одном из государств ближнего зарубежья додумались даже заварить двери в подъезде, жилец которого заразился COVID-19. Да что там люди, целые страны разворовывали чужие гуманитарные грузы, присваивали помощь, направленную другим... Стоит за этими поступками очевидный итог мирового кризиса веры – страх смерти. Однако сам по себе страх как проявление инстинкта самосохранения не греховен и не предосудителен. Предосудительна трусость, предосудительно неумение и тем более нежелание контролировать страх. И дело здесь не только в нравственной распущенности. Потерять человеческое лицо под страхом смерти способен и очень сдержанный человек, и тот, кто знаком с самодисциплиной не понаслышке. Отношение к смерти как концу, точке, завершающей жизненный путь, оставляет немного шансов на достойное поведение перед её лицом. Впрочем, чтобы показать себя, далеко не всегда нужна реальная смертельная опасность, иногда хватает и потенциальной, и даже иллюзорной.

Из сказанного несложно сделать вывод, что страх перед смертью, сказывающийся на поведении, влияющий на образ мысли и воспринимаемый как норма, для христианина совершенно неприемлем. Христианин живёт убеждением, что смерти нет. С одной стороны, человеческая душа бессмертна, поэтому смерть тела не лишает человека бытия, она всего лишь открывает перед ним возможность иной жизни. С другой, Своим Крестом и Воскресением Христос победил смерть. Прежде всего – смерть духовную. В отличие от смерти телесной, отделения души от тела, смерть духовная представляет собой отделение человека от Бога. Христос открыл человеку путь к спасительному единению с Богом, преодолев доселе непреодолимый грех. В крещении и в покаянии человек духовно воскресает, соединяясь с Богом. В этом понимании смерть тела – всего лишь этап, преодоление которого открывает возможность более полного единения. Умирая, христианин воскресает с Христом в Его Царстве, осознание чего не оставляет места страху.

Впрочем, страх может иметь причиной не столько смерть, сколько посмертную участь души. В конце концов, все мы люди грешные и по делам своим заслуживаем уж никак не Царства Небесного. Но, с другой стороны, христианство – религия деятельного преображения человека, если человек кается в грехах и старается жить по Евангелию, страх перед вечными мучениями со временем сменяется упованием на Бога, что помогает смотреть в вечность не с боязнью, а с надеждой.

В этой связи можно утверждать, что отношение к смерти характеризует веру человека. Чем более глубока и искренна вера, тем с большим спокойствием, мужеством и верой человек относится к смерти. И напротив, недостаток веры и даже полное её отсутствие мало способствуют спокойному и мужественному отношению к смерти, в чём, кстати сказать, лишний раз убеждает и тревожный сегодняшний день: в общей истерии вокруг нечаянной смертельно опасной напасти верующие неизменно сохраняют присутствие духа.              

Протоиерей Владимир Пучков                           

Теги

Теги: 

Опубликовано: чт, 16/04/2020 - 23:01

Статистика

Всего просмотров 2,097

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle