Почему мы не преуспеваем?
«Унылые церковные будни»
Затрагивая тему преуспеяния в христианской жизни, нужно, наверное, говорить не о нем как таковом, а о его отсутствии – о том, почему мы не преуспеваем, поскольку совершенно очевидно: если бы мы все преуспевали в жизни христианской как должно, то церковная жизнь, которую мы видим, была бы принципиально иной. И никто из людей, в нее еще не вошедших, только лишь рассматривающих эту жизнь с порога, не высказывал бы недоумения по поводу того, почему у православных на службе такие грустные лица. Полагаю, что они бывают грустны не только оттого, что мы сосредоточенно внимаем песнопениям, молитвословиям, которые раздаются в храме, но и оттого, что мы задумываемся о своей жизни. Нас печалит понимание того, насколько наша жизнь не такова, какова она должна быть у человека, идущего за Христом, – мы слишком привязаны к земному, слишком отягощены заботами и печалями житейскими.
Человек так устроен, что, к какому бы делу он ни приступал, заниматься им продолжительное время без переутомления и не ломая себя он может только тогда, когда видит какие-то успехи. Когда мы замечаем, что хотя бы немного движемся вперед, это дает нам силы движение продолжать. Дело в том, что только движение дает нам возможность творчества в самом широком смысле этого слова, а необходимость в последнем заложена в каждом из нас: заканчивается творчество – и заканчивается радость. Возникает желание что-то поменять – но внешние перемены не спасут ситуацию, потому что причины такого рода тупика заключаются в нас самих.
Всё это относится и к христианской жизни. Можно порой увидеть, как люди, которым когда-то участие в богослужении и делах милосердия приносило радость, которые в этой жизни ощущали удивительную наполненность, относятся к ней теперь как к унылым церковным будням. Вообще это страшные слова – «унылые церковные будни», поскольку если мы заглянем в календарь, то увидим, что в Церкви каждый день – праздник, больший или меньший, но именно так он и должен нами переживаться, иначе наша церковная жизнь не будет развиваться правильно. И, опять же, это уныние возникает, когда человек не преуспевает в вере и, как следствие, время, вложенное в жизнь церковную, начинает воспринимать как напрасно потраченное. Человек унывает и не понимает, что делать дальше.
Пожалуй, в этом случае не лишним было бы обратиться к опыту людей, которые преуспевают на каком-то светском поприще. В Евангелии мы неоднократно встречаем такие сравнения, которые показывают нам пример для духовного делания. Можно рассмотреть опыт современников, который у нас перед глазами, и попытаться понять, почему эти люди так успешны там, где они этого хотят. И, наверное, мы увидим в этом два фактора, два явных момента.
Прежде всего, история практически всех успешных людей – это история труда. Действительно длительного, действительно кропотливого, действительно упорного.
Безусловно, мы в современной российской действительности сталкиваемся с тем, что в материальном плане порой имеют очень многое люди, которые не особенно для этого потрудились; это происходит в силу определенных обстоятельств, нередко незаконным или просто случайным образом. Но эти истории я бы вынес за скобки – по одной простой причине: то, что легко приобретается, столь же легко и теряется, и здесь можно говорить скорее не о том, что человек преуспевает, а о том, что он просто живет и всем этим пользуется, пока у него есть такая возможность.
А второе, что мы увидим: в основе преуспеяния состоявшихся людей лежит системный подход. Это основа их отношения к работе, к бизнесу; они правильно определяют для себя цели и продумывают пути, ведущие к этим целям; они держат в поле своего внимания всё, что может способствовать или помешать этому развитию. Можно возразить на это, что духовная жизнь – совсем другая сфера и плод преуспеяния в ней совершенно иной, – но если люди так трудятся ради каких-то временных стяжаний, тем более так должно было бы поступать нам, христианам, трудясь ради целей не временных, а вечных. Но мы, по словам Христа Спасителя, оказываемся гораздо менее догадливыми, нежели сыны века сего (ср.: Лк. 16: 8).
Заповеди – это легко?
Человек верующий, конечно, должен понимать, что такое христианское преуспеяние в принципе, в чем его отличие от мирской славы, от земного благополучия – от всего того, что нас к жизни вечной никак не приближает. По сути это то состояние радости и мира о Духе Святом, которое присуще человеку, ощущающему в своей жизни присутствие Бога и саму эту жизнь как предстояние пред Божиим лицом. Всё остальное – лишь средства, которые нас к этому ведут.
Одним из признаков преуспеяния в вере является легкость исполнения евангельских заповедей. Человек, который только-только начинает учиться их исполнять, обязательно сталкивается с тем, что это очень трудоемко. И больше всего сил при этом уходит на внутреннюю борьбу – со своим ветхим человеком, со своими страстями, которые подсказывают нам выбор прямо противоположный. Но по мере возрастания в жизни христианской заповеди приобретают для человека естественный характер, он уже не испытывает таких мучительных колебаний – и поэтому ему становится легко.
Преуспевшего в христианской жизни человека отличают его реакции на происходящее: это именно реакции человека нового – цельного, рожденного во Христе. Случается что-то неприятное – и он не раздражается, его первые слова – «слава Богу за всё». Обидел его кто-то – он не оскорбляется, а иногда радуется даже, поскольку видит в этом возможность какие-то свои несовершенства заметить и исправить. Утесняют его в чем-то обстоятельства – и опять же для него это не огорчение. Если же мы наблюдаем у себя реакции противоположные, то можно сделать вывод, что мы от духовного преуспеяния достаточно далеки.
Что необходимо для того, чтобы двигаться по пути преуспеяния? Необходимы удивительно простые вещи, но мы ими довольно часто пренебрегаем.
Прежде всего необходимо уважение к законам духовной жизни. Опять-таки, какую бы сферу мы ни взяли – экономику, искусство, спорт, – в них существуют свои законы, и людям не приходит в голову их игнорировать, если они хотят чего-то добиться. Точно так же человек не может преуспеть как христианин, игнорируя опыт Церкви.
Духовные законы, действующие в жизни человека, описаны в аскетике, в творениях святых отцов. О них нужно обязательно получить представление – может быть, даже взять тетрадь и выписать для себя эти закономерности, составить себе конспект. Ведь всем нам предстоит сдавать самый главный в жизни экзамен – перехода в жизнь вечную и ответа перед Богом.
Кроме того, очень важно выстроить в своей жизни систему приоритетов. У людей разные способности, но когда мы ставим что-то на центральное место в своей жизни, оно у нас, как правило, начинает получаться. Мы можем сокрушаться, что ничего не успеваем, но на то, что входит в приоритеты, у нас каким-то образом находится время. К примеру, время на то, чтобы поесть, хотя бы два-три раза в день, находят даже самые занятые люди. Так происходит просто потому, что человек понимает: иначе он потом встать не сможет. Если бы понимали, что точно так же бывает трудно подняться душе, утратившей навык молитвы, то, наверное, 20 минут на утреннее и вечернее правило у нас бы всегда находилось.
И еще нужно сказать о том, что, когда человек на что-то сознательно нацелен, направлен, это не просто занимает значительную часть его жизни – это изменяет всю его жизнь. И когда человек для себя делает главным в жизни следование путем исполнения заповедей Христовых, в его жизни, порой в самых неожиданных ее сферах, многое начинает меняться. Меняются обстоятельства, меняются отношения с людьми, меняются поступки, которые он совершает. И поначалу это может приводить человека в растерянность, но со временем он начинает смотреть на всё происходящее с ним духовно, и жить становится гораздо легче – появляется та простота, которой мы так часто себя лишаем, блуждая по каким-то тупикам.
Если же для нас принадлежность к христианству – просто одна из сфер интересов, то ничего хорошего у нас в христианской жизни не получится. Мы можем помнить, что должны что-то сделать ради Христа и любви к ближнему, что должны как-то иначе поступить, нежели поступали прежде, но это воспоминание будет постоянно вытесняться на задний план нашей жизни и в нас угасать.
Система жизни
В обычной, мирской жизни, в светских профессиях выстраивание приоритетов – часть того, что называют стратегическим планированием. Меня спрашивают порой, допустимо ли такое планирование в жизни духовной. Я бы сказал, что да, в определенной мере допустимо и даже необходимо. В частности, это относится к молитвенному правилу, духовному чтению, каким-то практическим делам, которые являются частью нашей церковной жизни. И это планирование должно быть достаточно твердым, потому что от этих дел нас будет с особенной силой отвлекать враг.
К слову, не стоит такие дела откладывать на вторую половину дня – чем раньше мы их сделаем, тем лучше. Либо нужно постараться в начале дня сделать хотя бы какую-то часть подобных дел: тогда не только враг не успеет нас отвлечь, но и мы будем мотивированы это дело завершить, не бросить начатым.
Но наряду с таким планированием в духовной жизни необходимо и гибкое реагирование на изменения окружающей обстановки и на те перемены, которые происходят в нас самих. Некоторые воспринимают это как абсолютную спонтанность: я куда-то иду и вижу, что кому-то нужна помощь, – я всё бросаю и помогаю этому человеку. Но чтобы откликаться спонтанно и при этом правильно, тоже нужна подготовка: такое реагирование должно быть запланированным, как ни чудно это звучит.
Христианину необходима система жизни. Система, в которой существуют определенные настройки на внешние раздражители – оскорбления, несправедливость, житейские неурядицы. Система, в которой мы настроены мгновенно откликаться на боль и беду других людей. Система, в которой человек предупреждает свои греховные ошибки или по крайней мере исправляет их. Если же мы живем как христиане бессистемно: сегодня трудимся, идем в храм, потом на душеполезную беседу, кому-то помогаем во славу Божию, а потом неделю от этого «отдыхаем», оставив и молитву, и памятование о Боге, – то мы находимся в положении человека, который сегодня строит дом, завтра не строит, а послезавтра разрушает построенное. И когда он решит вновь вернуться к стройке в следующий раз, неизвестно, будут ли у него силы и желание продолжать. Именно поэтому нам так трудно бывает собраться на исповедь, трудно вернуться к молитвенному правилу, посещению служб, если мы раз за разом их оставляем. Кажется, что на это просто нет сил, но на самом деле они истощаются именно от бессистемного труда.
А чтобы системность в этом труде появилась, нужно постоянно напоминать себе, что мы не просто живем, дышим, едим, ходим на работу, общаемся со знакомыми и незнакомыми людьми – мы через всё это поучаемся в том, чему желает научить нас Господь. Все ситуации с нами не просто «случаются» – они нас проверяют, они нас побуждают к чему-то, они нас закаляют, они умягчают наше сердце, чтобы оно могло вместить Божественную любовь. Из этого и рождается то преуспеяние, плоды которого не истлеют и не отнимутся у нас в жизни земной.
Игумен Нектарий (Морозов)
Опубликовано: пт, 25/10/2019 - 18:03