Мозаики Равенны. Римский период. Часть 1.

Мы продолжаем очерки по истории христианского искусства. В этот раз речь пойдет о мозаиках храмов итальянского города Равенна.

Мавзолей Галлы Плацидии

Уникальный в своем роде ансамбль мозаик Равенны связан с тем периодом истории этого города, когда он был столицей сперва Западной Римской империи, а затем – королевства Остготов.
Ещё до разделения Римской империи на Западную и Восточную, в период т.н. «домината», государством управляло сразу несколько императоров. При этом, Рим (а позже – Константинополь) считался «общей столицей», а фактические резиденции римские государи имели в других городах. Выбор этих резиденций был обусловлен политической и военной целесообразностью. Как бы то ни было, но сам тот факт, что император живет не в Риме, в то время никого не удивлял. И после того, как император Феодосий Великий разделил Империю между двумя своими сыновьями (в 395 году) Аркадием и Гонорием, последний, став Западным императором, уже традиционно поселился не в Риме, а в Медиолане (современный Милан). Однако, в виду постоянных вторжений варваров, Медиолан перестал быть безопасным местом и даже подвергся осаде, потому императорский двор в 402 году переехал в более защищенную Равенну, которая с этого момента в течение более 70-ти лет до самого падения Западной Римской империи фактически оставалась столицей.
С переездом двора в Равенну потянулись не только вельможи и торговцы, но и лучшие художники западной части римского мира. Ими был воздвигнут ряд памятников, отличающийся изысканным убранством. Дворцовая базилика Святого Креста не сохранилась до наших дней, но сохранился находящийся при ней так называемый «мавзолей Галлы Плацидии»,  сестры императора Гонория, жены императора Констанция III и матери императора Валентиниана III, воздвигнутый в последней четверти V века.  Достоверно неизвестно, была ли похоронена императрица Галла именно в этом месте, но находящиеся в нем саркофаги и характер некоторых изображений свидетельствуют в пользу того, что это была не просто дворцовая капелла, а скорее всего — усыпальница императорской семьи. Сама же капелла-мавзолей была посвящена святому Лаврентию.

Храм — сравнительно небольшой, выстроен в форме креста. Весьма скромный снаружи, внутри он обильно украшен. Нижняя зона капеллы облицована узорным мрамором, а верхняя сплошь покрыта роскошными мозаиками. По сравнению с римскими мозаиками того же периода (о них мы рассказывали ранее), равеннские выполнены на более высоком уровне. Скорее всего, над ними трудились мастера из Константинополя (стоит отметить, что к этому времени Западная Римская империя по сравнению с Восточной выглядела провинцией как в политическом и экономическом, так и в культурном смысле).

Центр купола капеллы украшен золотым крестом, который окружают восемьсот золотых звёзд, расположенных по окружности в несколько рядов. Все это выполнено на темно-синем фоне.

По углам этой композиции находятся символы Евангелистов: ангел, орел, вол и лев, — они выдержаны в тех же тонах, что и звезды. И все это вместе создает впечатление некого ночного видения.

Своды храма образуют арочные полукружия, т.н. «люнеты». В мавзолее Галлы Плацидии их восемь: четыре вверху, под звездным куполом, и четыре внизу, на концах рукавов креста, в форме которого выстроено это здание.

Мозаики верхних люнетов. Апостолы.

В верхних люнетах (в каждом попарно по сторонам окон) изображены апостолы. Эта симметричность не позволила иконописцам написать в люнетах всех 12-ти апостолов, поместилось только восемь. Остальных апостолов разместили на сводах двух из четырех арок, но так же симметрично – по сторонам от монограммы Христа.

Апостолы располагаются по сторонам от небольших окон, которые заложены тонкими пластинами желтой яшмы, благодаря чему создается особый эффект мягкого свечения при прохождении солнечных лучей через пластину. Вероятно, это должно символизировать Божественный свет, который «просвещает всех».

Каждый из апостолов имеет индивидуальные черты, впрочем, сейчас трудно без подписей понять, кто именно изображен, т.к. на то время каноническая иконография апостолов ещё не до конца сформировалась, и только фигуры Петра и Павла четко узнаваемы.

Фигуры выстроены с учетом, что на них будут смотреть снизу, и потому пропорции преднамеренно несколько искажены – они расширяются кверху, что компенсирует зрительные искажения. Этот прием в дальнейшем будет использован в классической византийской монументальной живописи.

В мозаиках мавзолея Галлы Плацидии, как и в других памятниках переходного периода от античности к средневековью, можно увидеть одновременное совмещение прямых изображений и аллегорических. Ниже апостолов, как раз под окнами, в каждом люнете изображены источники воды в виде чаш или фонтанов, вокруг которых располагаются голуби. Апостолы — вокруг источника Света, голуби (души) — вокруг источника Воды Живой. И тот, и другой образ дополняют друг друга по смыслу.

Мозаики нижних люнетов.

В северном нижнем люнете расположен довольно распространенный для раннего христианства символический образ Христа – Доброго Пастыря. Спаситель представлен в образе юного пастуха, и только одежды императорских цветов (пурпур и золото) и крест вместо пастушеского посоха явно говорят, Кто перед нами.

В противоположном люнете мы видим образ святого. Это изображение, как и образы апостолов, не подписано (подписи вообще не характерны для ранней иконописи), но большинство исследователей склонны видеть в нем мученика Лаврентия (на это указывает раскаленная решетка, на которой, согласно житию, и был замучен святой). Крест в его руках и раскрытый шкаф с евангельскими книгами говорит нам о том учении, ради которого пострадал Лаврентий.

Живопись здесь очень тонкая, исполненная нюансов, полутонов и игры света. Здесь каждая мелочь «говорит» о высоком мастерстве, например, золотой крест святого Лаврентия, проходя сквозь нимб, вспыхивает ярким светом.

В западном и восточном рукавах мавзолея  расположены две символические сцены, также характерные для первохристианской эпохи: олени, пьющие из источника (Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2)) и снова то же сочетание символов: источник Живой Воды и окно - источник Света.

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии во многом ещё ориентируются на античность, но более одухотворенную — в ней мы видим отблеск зарождающегося высокого византийского искусства.


Продолжение следует.

Социальные комментарии Cackle