Я оказался в коллективе неверующих циников. Что делать?

ФОМА

В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос от читателя:

Я верующий человек и готовлюсь к воцерковлению. По профессии — программист и занимаюсь довольно сложными вещами. Мои коллеги по работе – интеллектуалы, но почти поголовно – безбожные циники.

Когда-то, ещё до обретения веры, я специально заставлял себя находить хорошее в каждом члене команды моего проекта и закрепить эту ассоциацию. На обеде и перекуре их любимые темы — наркомания, проституция, войны (с точки зрения «кто круче») и так далее.

 

Я перестал с ними обедать и курить (курение постараюсь бросить в ближайшее время). Но остаются всё же поводы для общения: мой день рожденья (на работе принято его праздновать в коллективе), некоторые корпоративные праздники, отвлечения в рамках рабочей дискуссии.

Я решил для себя, что буду “скалой на краю болота”, буду строить отношения сугубо профессиональные и говорить вне работы максимум — о погоде. Мне больно слышать в ответ на почти любой искренний рассказ — о кино или книге — что-то цинично-злое.

Как жить в коллективе неверующих циников и не стать белой вороной?

Денис

 

На вопрос читателя отвечает иерей Стефан Домусчи, кандидат богословия и философских наук.

Отец Стефан, что делать православному человеку в сообществе, где его взгляды и образ жизни не совпадают со всеми остальными? Может, стоит искать коллектив по духу?

На самом деле, с ситуацией, которую описал читатель, люди столкнулись не сегодня. Вспомните недавнее прошлое — советское время, когда говорить о своей вере было вообще не принято, а то и опасно. Вспомните и древних христиан, которые жили в гонениях среди язычников. Однако именно в ту эпоху христианский мир превратился в настоящую империю. Как им это удалось?

Несмотря на то, что христиане ходили в Церковь в обособленную общину, в которой все были верующими и благочестивыми, в обществе они не стремились отделиться от людей и закрыться от них — общались со всеми, трудились вместе с язычниками и другими иноверцами. Просто вели образ жизни, достойный христианина: не осуждали, не злились, были всегда честными и готовыми подставить плечо — и этого было достаточно, чтобы христианство из непонятной, неизвестной, воспринимаемой враждебно религии стало религией мировой.

Ключевое здесь — это образ жизни. Язычники в своем обществе не видели той любви, которую видели у христиан: мы должны жить и действовать со всеми вместе. Мне кажется, это главное, что должен понять автор письма.

Да, дурные сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15:33). Но одно дело — находиться в нарочито развращающем обществе собутыльников, воров и блудников, а другое — компания, где цель встреч иная (IT-технологии). Тогда все, о чем пишет автор, для его коллег вторично. Все они собрались по другому поводу — работать. Если осознать эту главную цель пребывания в рабочем коллективе, со всем остальным будет справиться легче.

Поймите и то, что мир не замыкается на рабочем коллективе. Не обязательно ставить знак равенства между рабочим коллективом и кругом общения. Границы этого круга могут быть гораздо шире. Но важно этот круг, отвечающий вашим внутренним запросам, найти. На работе вы работаете, а общаетесь — в кругу лиц, близких по духу. Это может быть община прихожан вашего храма или компания, в которой люди воцерковлены. Вы будете чувствовать опору, найдете отдушину: будете знать, что не один вы работаете в коллективе, где общение сводится к пошлым шуткам и анекдотам.

Одна из важнейших идей книги Премудростей Соломоновых —идея о том, что тот, кто общается с развращенными и глупыми — развратится и поглупеет. Но это не значит, что Соломон призывает вообще не разговаривать, не общаться, не сотрудничать с такими людьми. Я думаю, что имеются в виду акценты: где твое общение подлинное, настоящее, а где ты просто встречаешься с людьми по работе.

А если коллектив такой, где все порочные интересы сильнее рабочих задач?

Наверное, вы ждете, что я скажу что-то вроде «мир сгнил и погряз в грехе — беги, брат, из этой конторы, ищи себе православных айтишников», но это неправильный путь. На таком пути можно сберечь себя, но не научиться жить в реальном мире. А верующему человеку это обязательно надо сделать, чтобы свидетельствовать о добре.

 

И как жить в таком коллективе?

Я думаю, что даже в коллективе неверующих циников не нужно отстраняться от всех, «забираться в пещеру» и оттуда иногда учить их, как жить. Задумайтесь, чего сегодня общество ждет от человека? Профессионализма, умения делать все четко и честно, не подводить, а в коллективе — посмеяться над хорошей шуткой, разделить общие интересы, поддержать беседу. Это то, что может сделать каждый православный христианин. Большего от него не требуется.

А если у человека нет общих интересов и даже больше — ему противны интересы коллег?

Если ваши коллеги обсуждают плохой, пошлый фильм, «мясорубку» — скажите, что такое не смотрите. И это вовсе не будет значить, что вы превозноситесь: у всех разный темперамент, разные интересы, поэтому вполне естественно, что увлечения и способы времяпрепровождения не совпадают. В ответ могут хмыкнуть, посмеяться, но это вас не опозорит.

При этом я уверен, что в любом коллективе всегда можно найти хоть что-то общее: к примеру, обсудить современный фильм или книгу, которые смотрели или читали все. Это может быть и детектив, и боевик, но надо постараться найти в них что-то доброе, хорошее, чему можно поучиться.

Ну а если совсем невозможно поддержать беседу — выходите из комнаты, сосредоточивайтесь на работе, надевайте наушники. На нормальные шутки — смейтесь, а на остальное — давайте понять, что вам это не по душе. Главное — не превозноситься, не вести себя высокомерно.

Но как быть в тех ситуациях, когда невозможно уйти от ответа или отстраниться, когда напрямую спрашивают твое мнение, отправляют недостойные шутки в общие чаты, вынуждают праздновать день рождения?

Ко мне часто приходят на исповедь люди, жалуются, каются в том, что сплетничать не хотят, но их мнение тоже спрашивают и приходится вступать в разговор. Но и здесь надо искать золотую середину. Как это сделать? Не клеветать, не злорадствовать, самим не становиться источником сплетен. Вы можете сказать свое мнение, но не переходите на личности и не вдавайтесь в подробности или просто уклонитесь от ответа или ответьте односложно.

Это касается и рабочих чатов, куда отправляют сообщения и картинки разного содержания. Выйти из такого чата невозможно, потому что туда важные вопросы и шутки присылают вперемешку. Сказать «не присылайте», значит настроить против себя. Можно просто удалять эти сообщения, не успев прочитать или разглядеть картинку. Дни рождения можно спокойно праздновать вместе, но достойным христианина образом. Если вы собираетесь пойти в кафе и вместе поужинать, в этом нет ничего плохого. Другое дело, если целью дня рождения будет что-то иное, греховное. Тогда откажитесь, ведь все зависит от вас.

А не сочтут меня ханжой, если я все время буду от чего-то отказываться?

Здесь, как я уже сказал, все зависит от вас. Может возникнуть много спорных вопросов, в которых надо стремиться сохранить внутреннюю целостность и настроенность на добро. Со многим будет невозможно примириться, поэтому надо быть готовым, что вас посчитают ханжой, а в каких-то вопросах придется стать и белой вороной.

То есть путь белой вороны неизбежен?

Я думаю, что здесь дело еще и в неофитстве. Когда человек воцерковляется, ему хочется радикально изменить свою жизнь, отказаться от всего светского, прервать контакты с друзьями. И тут главное — не переусердствовать. Такие радикальные меры могут привести не только к позиции белой вороны, но и к откровенному противостоянию, особенно если вы начнете кого-то учить или обличать.

Так как тогда относиться к этим людям? Как не раздражаться?

Люби грешника и не люби грех — вот та христианская формула, которая должна стать вам подспорьем. Ищите в человеке что-то хорошее, подходите к нему со вниманием и терпением. Главное — не закрывайтесь, идите на контакт.

 

А стоит говорить о своей вере в коллективе?

Специально сообщать об этом не нужно: многие люди негативно относятся к Церкви и, узнав о вашей вере, перенесут свое отношение к ней на вас. Поэтому важно сначала зарекомендовать себя как нормального человека, а не какого-то фанатика или агитатора, а затем уже говорить с людьми о вере. Это более правильный путь. Я глубоко уверен в том, что навязывание своей позиции и непрошенное исповедничество только раздражают окружающих, а не пробуждают интерес к вере.

Но если возникнет ситуация, когда ваше мнение как христианина будет важно, будьте честными и объективными, объясняйте просто и ясно, а в ответ на нападки показывайте, что если и есть минусы, то они не лишают Церковь главного — Бога. Важно не лезть с нравоучениями, а вовремя дать почитать что-то или скинуть ссылку на нужную статью.

Может, лучше скрыть свою веру?

Нет, специально скрывать веру не надо, но и нарочито демонстрировать ее тоже. Сперва нужно убедиться, будет ли уместно, к примеру, ваше крестное знамение. Это не значит, что вам нужно отказаться от молитвы на работе — помолиться можно и про себя. Но надо отдавать себе отчет, как ваше действие воспримут окружающие. Если рядом сидит коллега и вы знаете, что он ярый противник Церкви, ваша молитва лишь даст ему повод для глумления. Так зачем провоцировать людей на злость и агрессию?

Но если человек чувствует, что не справляется, если обстановка на работе на него эмоционально давит и он не может не раздражаться? Как быть? Продолжать терпеть?

Предел терпения каждый определяет сам. Например, в советские годы люди были вынуждены работать на фабриках и заводах, где вокруг все могли глумиться над верой. Но они не увольнялись — иначе нечем было бы кормить семью. Вот и вы, если у вас нет возможности найти другую работу, терпите, как терпели новомученики. Но не принимайте, не соглашайтесь и не включайтесь в греховное. И начните искать другую работу, с перспективой на будущее.

Второй вариант решения проблемы — если чувствуете, что ваше душевное равновесие нарушено, смените работу. Иначе это может духовно вам навредить. С такими проблемами лучше обращаться к конкретному священнику, подробно рассказывая о сложностях вашего частного случая. Кроме священника, можно пойти и к православному психологу. Он поймет вас как верующего человека и поможет найти путь решения проблемы.

Так как же поддерживать контакты на работе, не отказываясь от своих религиозных убеждений?

И тут примером того, как себя вести, могут послужить древние христиане. У них за плечами не было тысячелетней истории и святоотеческой литературы, на которую они могли бы ссылаться. Но у них была заповедь: будьте мудры как змеи, и просты, как голуби (Мф 10:16), так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16) и не мечите бисер перед свиньями и не давайте святыни псам (Мф 7:6).

Согласно этим указаниям они и жили: старались не заявить о себе, а проповедовать так, чтобы это было плодотворно — кому-то противостояли, с кем-то уходили от спора, стремясь к наибольшей пользе, но не своей, а ближнего.

Надо набраться мудрости и опыта, чтобы вести себя так же, чтобы в вас видели нормального, открытого человека, который не поддерживает сплетни и пошлые шутки, но и не ходит угрюмо в черной одежде. Это долго и сложно — учиться жить в светском обществе так, чтобы никому не навязываться, но в то же время соблюдать свои внутренние принципы.

Анастасия Бавинова
иерей Стефан Домусчи

Социальные комментарии Cackle