Какие черты трех cвятителей больше всего поражают?

Размышления духовника Киевских духовных школ архимандрита Маркела (Павука). 

– Сочетание благочестия и учености. Благодаря сему в IV веке они сумели правильно сформулировать и защитить от искажения еретиками догмат Святой Троицы.

Большинству из нас из-за своей греховности и страстности сложно совмещать добродетельную жизнь с наукой. Многие совсем не хотят вникать в догматические и канонические тонкости, не интересуются историей Церкви (разве что в изложении ТСН и других поверхностных и сомнительных телевизионных и интернет-источников) и говорят: «Все равно, как веровать – Бог один!»

Те же, кому наука даётся легко, чаще всего надмеваются гордыней. Следовательно, не способны воспринять свет благодати Божией, ибо «Бог гордым противится» (1 Пет. 5:5), и все их суждения и научные выводы носят поверхностный и обрывочный характер. Не случайно святой апостол Павел сокрушается: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1:26). А некоторые даже начинают сомневаться в бытии Божием и подвергают критике и ревизии все благочестивые тысячелетние церковные установления.

Ныне издается много научных богословских журналов, но они мало кому интересны, кроме узкого круга специалистов, ибо блистают лишь высокопарной риторикой и вычурной научной терминологией, но не имеют в себе живительной благодатной силы.

Кстати, по этой причине нашу Академию в XVIII веке бросил будущий великий подвижник благочестия, учитель Иисусовой молитвы и возродитель старчества на Руси, прп. Паисий Величковский. Префекту Академии, спросившему у него причину, по которой он не хочет учиться, Паисий ответил, что во время лекций слышит имена лишь одних языческих философов и видит недобрые плоды такого учения – высшее духовенство разъезжает в дорогих экипажах, щеголяет золотыми одеждами и не более того.

Величковский не захотел стать таким же, а потому ушел на Афон, где по крупицам в многочисленных монастырях собрал древние святоотеческие рукописи и составил из них книгу «Добротолюбие», где преподается наука о том, как победить страсти, приобрести добродетели и научиться не призрачному, а подлинному богопознанию.

Перед всеми нами ныне стоит непростая задача тщательно изучать эти и другие святоотеческие творения, а главное – стараться претворять все написанное в них в жизнь. Если же мы будем лениться вникать в Священное Писание и творения святых отцов, то вновь и вновь будем лишь «мальчиками для битья»  раскольниками, националистами и разными явными и скрытыми безбожниками.

Социальные комментарии Cackle