Наступила Пятидесятница… Что далее?
Какие дороги выбирать, а от каких отказываться? Знает иерей Валентин Макаров.
На Троицу заканчивается стодневный отрезок церковного года, который длился от особого дня Прощеного воскресенья. Весь церковный год можно разделить на два больших периода: связанный с приближением и празднованием Пасхи и тот, который в церковном календаре отмечен числом Недель, прошедших после Пятидесятницы. Особенностью первого стодневного периода является пение церковных служб преимущественно из двух книг: Триоди Постной и Триоди Цветной. А именно: первые пятьдесят дней, которые составляют Великий пост, наполнены пением Триоди Постной, а вторые пятьдесят дней Пасхи и Вознесения освящены пением Цветной Триоди. Во вторую же часть года главной богослужебной книгой станет Октоих.
Но есть и другие особенности, характерные для этих двух периодов. В одном из первых песнопений, которое несколько предваряет начало Великого поста, мы слышим слова: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Это мольба загрязненного грехом сердца о сошествии живительных вод Благодати, чтобы смыть греховную скверну. В тот день мы стоим, как говорят, «в преддверии» Великого поста. Перед нами двери покаяния, которые сами открыть не в силах. «Аще хощеши, можеши мя очистити», – некогда сказал один прокаженный Христу и подал пример просить очищения нашим сквернам у Господа как источника всякой чистоты. Мы вступаем в длительный пятидесятидневный период очищения, за исключением последней, Страстной недели. К началу этой Великой недели нам уже надлежит очиститься, чтобы войти в число участников Тайной Вечери, которым Господь сказал: «И вы чисты, но не все» (Ин 13:10).
После очистительной бани надлежит одеться. Грех раздевает человека, скидывает с него царские или сыновние облачения, и одевает в одежду рабскую, одежду пастуха свиней. Но она не способна согреть и покрыть, так как ветхая и драная, она покрывает человека не более, чем покрывает свое тело блудница ночью. Первый Адам согрешил и обнаружил себя нагим, и с тех пор всякий человек, совершающий грех, лишает себя духовного одеяния, даже если этого не признает. Он неизбежно повторяет шаги голого короля.
Одевание начинается с Пасхи. Пасхальный канон возвещает нам радость нового одеяния: «И стра́стию сме́ртное в нетле́ния облачи́т благоле́пие, Еди́н благослове́н отце́в Бог и препросла́влен» (Ирмос 7-й песни). И Евангелие показывает Бога в лице Отца, одевающего Своего заблудшего сына из известной притчи: «Отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк 15:22). С момента самого крещения Господь дает человеку облечься в Себя Самого: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3:27). И это духовное Христово облачение должно покрыть срам наших грехов и оправдать нас на Страшном суде.
Одевшийся человек готов снова выйти на дело свое и на делание свое до вечера (Пс. 103:23). Теперь уже встает вопрос: через какие двери ему выйти и какую дверь просить Господа открыть? Священные тексты говорят, что нужно просить Бога открыть дверь веры. В книге Деяний апостольских указано, что дверь веры является главным входом и выходом для человека: «Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян. 14:27). Далее апостол Павел непрестанно просит у своих подопечных о Божьей помощи в проповеди: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах…»
(Кол 4:3). Да и Сам Господь открыто называет Себя дверью, хотя это больше относится в началу церковной жизни, вхождению в Церковь.
Что даст человеку дверь веры? Куда ему откроется путь через эту дверь? Вера дает человеку разумение, куда идти и зачем. Совершенно глупо и жалко выглядит человек, которые не знает ни цели, ни пути своего. «Ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор 5:7). АпостолПавел нам точно показывает, как надо ступать по жизненным путям, какие дороги выбирать, а от каких отказываться. Вера как светильник покажет твердую почву, на которую можно ставить стопу. Будем иметь веру – не собьемся с пути своего, но и следить будем, чтобы светильник нашей веры не погас. Видим, что начинает пламя мерцать, добавим елея от дел богоугодных и от милосердия нашего – и поднимется пламя веры, и яснее увидим правые стези закона Господнего, ведущего к спасению.
Зачем нужен этот путь? А затем, чтобы не погибнуть. Мир неизбежно близится к своему окончанию. Страшное время войн, страданий, беззакония неуклонно приближается. Спастись в этом мире равносильно спасению за бортом Ноева ковчега. И как тогда пели и плясали, пока не пришла вода, так и в последние времена будет безудержное веселье до самого конца: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк 17:26–27). Имущий веру человек, подобно Ною, избежит этой внезапной погибели – по верному слову апостола, что праведный верою жив будет (Рим 1:17).
Насколько необходима человеку вера?! Тяжело превысить то благо, которое дает каждому из нас вера во Христа и в Его Церковь. Мы видим, что верою приходим к дверям покаяния, верою каемся, верою омываемся и облачаемся, верою выходим на дальнейшее поприще. Далее верою находим твердые дороги и истинные цели жизненного пути. И даже верою оберегаемся от падений и спотыканий, имея Страх Божий как посох во время долгого перехода: «Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся» (Рим 11:20). Что ж, переступив порог Пятидесятницы, обязательно возьмем веру! Ведь только она способна сделать безопасным и оправданным наш жизненный путь к следующим Дверям, у порога которых встретим Того, имя Которому Двери.
Опубликовано: вт, 06/06/2017 - 17:03