О братьях наших меньших

«Блажен, иже скоты милует» (Притч. 12:10).

Может, не вовремя и некстати писать вдруг о животных, о наших четвероногих друзьях.

В день Благовещения выпускали птиц из клеток на волю. Этот старинный обряд символизирует в день Благовещения Архангелом Гавриилом Девы Марии  начало нашего спасения, освобождение от греха и вечной смерти.

И вспомнился ослик, на котором в день Вербного Воскресения Господь въезжал в Иерусалим, и слова Христа о птицах, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; о Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26), и та заблудшая овца, которую потерял пастух и радовался более чем о 99 уцелевших (Мф. 18:12, 13), и  снова-таки – осел, упавший в ров в субботу – из притчи евангельской (Лк. 14:5).

А потом мысль побежала по библейским историям: голодные львы в темнице, кротко лежащие у ног святого Даниила, и житийные медведи, которых кормил из рук прп. Серафим и прп. Сергий. И умилительный рассказ о прп. Ниле, которому до смерти служил лев в пустыне, носил воду в монастырь и умер на могиле любимого хозяина. И снова-таки – лев, вырывший могилу прп. Марии Египетской и кротко ушедший восвояси на глазах удивленного старца Зосимы…

Во всех этих эпизодах – любовь к твари Божией, которая, по слову апостола, поныне за грехи человеческие «стенает и мучится»… И служит людям, и платит верностью и любовью.
О собаках в Священном Писании почти не упоминается, разве что в притче о страдающем Лазаре у врат богача, которому псы лизали раны, очевидно, сострадая несчастному праведнику, да о том, что и «псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27).

Человек любит животных, часто даже слишком, подменяя «любовь» к обожаемым питомцам элементарной заботой о ближнем, когда покупает дорогостоящий корм или тратит доллары за собачью стрижку, а голодного соседа не замечает…

Выгуливая своего нового дворового песика, я увидел надпись у спортплощадки: «Собак не выгуливать! Иначе будут задействованы догхантеры!»

Кто такие эти догхантеры?

Как поясняет «Википедия», «“охотники на собак” – от англ. dog + hunters, также догкиллеры – название лиц, которые по собственной инициативе занимаются умерщвлением безнадзорных собак в населенных пунктах». Оказывается, эти борцы за антисанитарию имеют свой сайт, где размещают видео с убийством бездомных  животных разными способами, в том числе и разбрасыванием отравленных кусочков мяса.

Мой верный фоксик, проживший десять лет в семье, любимец детей и внуков, погиб недавно как раз от отравления таким вот кусочком. Нас не было дома, посещали храм, а он кричал и звал на помощь, перевернул вазоны на подоконнике и умер посреди комнаты. Внуки плакали, и я тоже прослезился, когда соседи рассказали, как уходил наш дружок…

Бездомные животные – проблема в городе. Но вот девушка Вита, приютившая дворняжку Эльзу, живущая по соседству, тоже волонтер (догхантеры именуют себя таковыми), только она спасает животных, возит их в питомник, дает заявки и платит деньги за их стерилизацию. Эту работу должны выполнять государство, мэрия, но где тут до собак и кошек! Не до жиру, быть бы живу.

Старец Серафим

Схиархимандрит отец Серафим (Соболев +2000) лет сорок жил и служил на Троещине, когда здесь была деревня и еще не шагнул сюда небоскребами жилой киевский массив. Старец незадолго до смерти выстроил огромный Троицкий собор, а сам продолжал служить в маленьком деревянном храме, увитом виноградом, садовыми деревьями.

Блаженный батюшка пользовался огромным авторитетом у верующих, слыл за прозорливого, опытного духовника и молитвенника. Помнится, как ходил он по Лавре вначале 90-х и приговаривал, показывая на два священнических креста на груди: «Кто купит, православные, на строительство храма?!»

Он продал квартиру в советское время и деньги перевел в Фонд мира. Потомственный дворянин, киевлянин, родившийся на древней улочке Трехсвятительской,  недалеко от Софии Киевской, добровольцем ушел на фронт  и был тяжело ранен в спину и голову при обороне столицы Украины. Умирая в госпитале, дал обет: «Выживу – стану священником». Выжил и стал священником. В советское время построил два храма, писал иконы и церковную музыку, окормлял тайно киевскую интеллигенцию и простых людей.

Но еще старец всю жизнь спасал животных. На церковном подворье стояли будочки, в его домике благоденствовали бесчисленные коты. Люди, знающие о «добром старце», то и дело подбрасывали щенков и котят. И часто можно было видеть, как за отцом Серафимом (до схимы – Пименом) шествовала вереница любвеобильных дворняжек.

Кое-кто нарекал: «Тут храм и собаки! Прямо зверинец какой-то». А старец кротко отвечал: «Ну да, меня ругают. И даже архиерей замечание делал. Да куда их подевать?» И взял на руки пушистого котенка: «Ну, куда я его выкину?» «Батюшка, они ж нечистые», – заметил кто-то из присутствующих.

«Кто знает, кто из нас чистый и нечистый? – ответствовал старец. – А Бог заповедовал любить тварь Его, жалеть, ибо они из-за нас вот так страдают, грешных… Откройте Библию, там написано: “Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною” (Пс. 49). А  премудрый Соломон сказал: “Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко” (Притч. 12:10)…»

Уже 17 лет нет старца, похоронен он рядом со своим храмом. У могилки всегда народ Божий. И четвероногие питомцы.

Есть о чем подумать…

Сергей Герук

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle