Узы Христовы и оковы греха

Проповедь на апостольское чтение 25-й Недели по Пятидесятнице.

Может ли человек похвалиться тем, что он сидит в тюрьме? Может – если страдает за Господа. Именно по этой причине апостол Павел в письме к христианам Ефеса как бы величается своими узами: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1). Удивительна та радость, с которой апостол свидетельствует о своем заключении ради Христа. Такую же радость доставляла картина Павлова заключения святителю Иоанну Златоусту, который и сам впоследствии стал заключенным за честную и бескомпромиссную проповедь.

«Велика сила Павловых уз! Вместо всех зрелищ довольно одного этого – видеть Павла связанным и ведомым из темницы. Что может быть выше удовольствия видеть его в узах и сидящим в темнице? Как оценить мне это удовольствие? Не видите ли вы царей и консулов, несомых на колесницах, убранных в золото, и их телохранителей, также имеющих на себе все золотое: золотые копья, золотые щиты, золотом убранную одежду, в золотых попонах коней? Но сколько первое зрелище приятнее последнего! Я бы желал лучше однажды взглянуть на Павла, с узниками выходящего из темницы, нежели тысячи раз видеть этих людей в сопровождении их копьеносцев. Сколько Ангелов, думаете вы, предшествовало, когда таким образом выводили его?» – восклицает Златоуст (1).

Как удивителен взгляд святых! Они видят совсем в ином свете, нежели мы с вами. Тюрьма – это хорошо или плохо? «О, это ужасно», – скажет любой из нас. «Темница – это радость, – ответят нам святые. – Но только в том случае, если ты страдаешь за Христа, или же сидишь по ложному обвинению, безропотно терпя заключение во имя Христово». Нам очень трудно это понять, не прочувствовав подобный опыт. Однако и в советское время многие епископы, священники и монахи писали из лагерей, что никогда еще Бог не был близок к ним так, как в тюрьме, среди холода, голода, издевательств и унижений.

Златоуст, похвалив узы святого апостола, говорит о других узах – нравственных узах любви. «А мы не хотим связать самих себя?! – укоряет он слушателей. – Я советую принять узничество не Павлово, – так как теперь не такое время, – но есть другие узы (любви): свяжи свой ум» (2). Как верно сказано! Действительно, христианство – это некие добровольные узы для ума и сердца. Неукротимые мысли и чувства обычно рвутся ко греху, плененные его мнимой сладостью. Но в Церкви человек учится владеть собой и своим внутренним миром, подчиняет ум и сердце Господу. Как Павел и охарактеризовал однажды апостольскую проповедь: «Пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5).

Христианство – это плененный грех и связанные страсти. Под тяжестью нравственных уз растет внутренний человек, преображаясь из ветхого в нового. Когда лечится тяжело больной, насколько ему приходится стеснять себя и связывать свои желания? Отказываться от того, чего хочет, и делать то, что не хочет. Ограничивать себя в гастрономии и глотать какие-то противные лекарства. Еще более трудно, чем лечение тела, происходит исцеление души, больной грехом. Здесь требуется огромное насилие над своей падшей природой. Курс лечения длится всю жизнь, и духовно-нравственные узы послушания Богу не снимаются никогда. Однако человек в один прекрасный момент может понять, что никаких уз он уже не чувствует, ибо его воля полностью сопряжена с волей Божией. И тогда он вспомнит слова Христовы: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30).

Церковь нередко упрекают в обилии строгих запретов. То не делай, туда не ходи, то не ешь, это не читай – что за жизнь такая? Многие не понимают, что Мать-Церковь предостерегает человека от того, что ему вредит, и предлагает лекарства от духовных болезней. Люди не видят опасности, скрытой в грехах и безбожной жизни. Но Церковь видит и сигнализирует об этом. Гордый же человек смеется над Церковью, не подозревая, что никто, кроме нее, не предупредит о духовной опасности и не научит жить правильно. Но Церковь терпеливо ждет покаяния своих заблудших детей, продолжая свидетельствовать миру об истине.

Златоуст также напоминает, что существует еще один род уз – посмертное воздаяние. «Есть и еще узы (казни); и кто не возложит на себя нравственного узничества, тот испытает последние, ибо слушай, что говорит Христос: свяжите ему руце и нозе (Мф. 22:13). Чтобы не подвергнуться этому узничеству, возложим на себя те узы». Да, все так. Кто жил без какой-либо узды, религиозной или хотя бы нравственной, творил что хотел, всегда потакая своим желаниям и ни с кем не считаясь, будет крепко связан в загробном мире. Связан теми, кто стоит в начале всякого хаоса, беспредела, революций, беззаконий, греха. Человек окажется в том мире, к которому он стремился еще на земле и которому позволил войти в свое  сердце. Это мир ненависти, гордости, боли и страха. Освобождение от уз этого мира приходит только с добровольным возложением на себя уз Христовых – отказом от своего гордого «я» и последующим послушанием заповедям Божиим.

Дай Бог нам в этой жизни возложить на себя славные узы спасения, легкое иго Христово, чтобы избавиться от будущих оков адского мрака. К этому сегодня зовут нас апостол Павел, смело называющий себя «узником о Господе», и святитель Иоанн Златоуст, раскрывающий нам красоту этих уз. Господь да поможет всем нам полюбить священное бремя заповедей Его и почувствовать их легкость. Аминь!

Сергей Комаров

Примечания:

1) Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на послание святого апостола Павла к ефесянам. Гл. 4:1 // Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_67/9
2) Там же.

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle