«Прифронтовая» жизнь: Луганский калейдоскоп
Уже полгода в Донбассе не прекращаются кровопролития... Как же сегодня живут жители Луганской области?
О переселенцах из «зоны АТО»
...На блокпосте при въезде в маленький городок, что на Луганщине, уже с раннего утра выстроилась вереница автобусов и автомобилей — вынужденные переселенцы из Луганска и окрестностей.
Покидают свои дома те, кто не выезжал до сего дня. Люди, которые надеялись, что вот-вот война кончится. Иные и до сих пор надеются...
Некоторые выезжают из т.н.з. «зоны АТО» уже во второй раз. Вернулись домой на время объявления перемирия — хотели проведать своих «стариков», родных и близких, с которыми несколько месяцев не могли связаться... Многие проделали долгий путь только ради того, чтобы узнать: от дома «стариков» остались только обугленные кучи мусора и камней.
О «пенсионном туризме»
Много в автобусах пассажиров пенсионного возраста. Этому «движению» в городке даже название дали – «пенсионный туризм». В родном городе «пенсионных туристов», не смотря на перемирие, до сих пор люди просыпаются не от звонка будильника, а от канонады и грохота разрывов.
Пенсии и зарплаты там уже который месяц не выплачиваются. Вообще из 33-х Пенсионных Фондов Луганской области сегодня работают только 15. Пенсионеры вскладчину нанимают автобусы и едут в те города, где нет стрельбы, сутками простаивают в очередях к банкоматам. То в банкоматах нет денег – снова инкассаторы застряли на блокпостах, то очередь человек 50, то пропадает электричество или связь, то движение перекрыли – под Счастьем, Лисичанском, Рубежным, Станицей Луганской снова бои… Люди, отработавшие 30-50 лет в шахте, на машиностроительном или химическом заводе, вынуждены ради своей же пенсии ночевать на лавках.
А в последнее время ходят страшные слухи, что пенсии жителям Донбасса вовсе прекратят выплачивать: мол, пенсионные деньги пойдут на оплату долгов за газ. Будут, мол, выплачивать только тем, кто получил статус переселенца и зарегистрировался в том населенном пункте, где не идут бои...
О проверке жителей Донбасса на соответствие облику христианина
Возле здания районной администрации толпятся переселенцы из соседних городов.
Вот женщина с ребенком из Первомайска. Стоит в одном байковом халате, просится у охранника погреться и не может сдержать слез. Ребенка одела, а сама выбежала из дома, в чем была.
Вот женщина из Снежного. Плачет, потому что не знает, где ее дети. И живы ли они. Когда начался обстрел, людей быстро погрузили в автобусы. В суматохе она потеряла дочь с внучкой. «Наверное, сели в другой автобус. Или… Телефон не отвечает, и где и как мне их теперь искать?.. Боже!» — всхлипывает она.
Вот целая семья из Луганска. Медики, доктора наук. Они хотят снять в городке жилье и готовы лечить на любых условиях...
Кому-то есть, чем платить за аренду жилья, у кого-то – ни копейки. В администрации отвечают, что переселенцев селить негде. Разве что – поселиться в местном санатории…
Подходит мужчина, забирает в свой дом, который пустует, две семьи. Денег за постой не просит.
Подходит одна «ушлая» дамочка. Предлагает людям арендовать жилье, при этом запрашивает 1500 грн. в месяц, в три раза больше, чем стоила аренда квартиры «до войны».
К слову, соседей предприимчивой дамочки — молодую семью, которая выехала из городка в то время, когда на окраинах шли реальные бои — сейчас приютили в Тюмени абсолютно чужие, незнакомые люди, и даже денег за проживание не взяли… Поневоле вспомнишь притчу про доброго самаритянина... Да, последние события многим устроили «проверку на соответствие моральному облику христианина». И далеко не все эту проверку выдерживают.
О бытовом и насущном
Но — вернёмся к блокпосту. Пропускают через этот блокпост далеко не всех. Пассажирские поезда давно отменили, междугородние автобусы ходят очень редко, да и не каждый день. Поэтому из пункта «А» в пункт «Б» жители городка часто добираются на велосипедах, другой транспорт не ходит. И часто – лесом-полем-огородами, по-другому никак, кругом стрельба.
Извне прекратились всякие поставки. В магазинах городка — дефицит продуктов, а в аптеках – дефицит жизненно необходимых лекарств. Вчера в магазине появились гречневая крупа, правда не по 8-9 грн., а по 16-17 грн., соль, твердый сыр, кофе и целых 5 плиток шоколада. Местные торговцы, владельцы аптек и магазинчиков, ездят в Ростовскую, Харьковскую, Белгородскую области – за лекарствами, средствами гигиены, мукой, сахаром, крупами, чаем-кофе, алкоголем.
Жители городка уже привыкают к войне, привыкают жить по-новому. Практически каждый держит у себя дома запасы самых необходимых продуктов — привыкли к дефициту. Помимо круп-соли-спичек, лихорадочно скупают котлы, генераторы, бойлеры и топливо — привыкли к перебоям с электричеством и отоплением. Все боятся, что зимой не будет газа, или не будет денег, чтобы за него платить.
Кстати, сегодня снова не было электроэнергии. Отключили свет даже в больнице – на хирургическом столе в это время лежал пациент.
И целый день снова не было отопления, воды и связи в банках и на почте. Хотя в самом Луганске уже месяц не было воды, и третий месяц не работают банки, университеты и школы обращаются к неравнодушным гражданам, просят скинуться на генераторы, ни на день не прекращаются обстрелы...
О будничной жизни мирного городка
Так что жителям моего городка — грех жаловаться, как говорится. Не так уж тут и плохо, честно! Уже второй месяц в городке мир и покой. Военные ушли. Остались разбитые гусеницами танков дороги, разрушенная шальной БМП ограда детского сада, изрешеченные пулями заборы и «растяжки» в лесах. Это ничего, ведь могут быть вещи пострашнее… А привычку ходить по грибы можно и оставить на время... Всё равно сейчас не до прогулок.
Нарушают тишину лишь редкие взрывы и выстрелы вдали, где-то под Северодонецком, в районе Первомайска.
Да, ещё какие-то ребята в черных комбинезонах и масках «отжимают» у зажиточных граждан «тойоты» и «мерсы», айфоны и планшеты, заходят «в гости» и выносят из домов деньги, золото, технику. Кто эти мародеры, никто не знает, но они явно возмездия за свои «экспроприации» не страшатся, потому что действуют без стеснений, прямо среди бела дня. Впрочем, вечером и ночью в городке — ещё веселее, чем днём. Поэтому после 22 часов на улицах — практически ни души. А районные газеты давно превратились в одну сплошную «Криминальную хронику».
Словом, идёт нормальная, будничная жизнь прифронтового городка. Хотя «фронтов», вроде как, нету никаких. Да и войны, вроде как, нету — АТО есть. Сказал бы кто — какая разница?
Роддом в Первомайске
Медицинский университет в Луганске
Жилой дом в Северодонецке
В Станице Луганской
А вчера в городке снова появились БМП… Наутро на проспекте и на рынке все только и повторяют: «Грядет настоящая война»…
О проповеди священника в «зоне АТО»
В этот день в местном храме крещается раба Божия Анастасия. Настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Владимир рассказывает родителям и крестным родителям новорожденного чада не только о смысле Таинства Крещения и том, как нужно воспитывать дитя в Боге.
Теперь даже во время Крещения проповедь священника посвящена тому, как молиться о «наших» и «ваших», грешно ли вступать в ряды той или иной армии, и почему мы, православные, не можем «переходить» в «Киевский патриархат» и «церковь греко-католиков». И говорит об этом батюшка не зря – несмотря на боевые действия, представители УПЦ КП и УГКЦ не дремлют, завлекают к себе не особо разбирающихся в церковных канонах людей, прикрываясь псевдопатриотическими лозунгами… Военные действия — отличный повод боднуть «конкурента» и расширить свою «аудиторию». Как в пословице: «Кому пожар, а кому — погреться».
Молимся о прекращении войны
Война — это натуральный ад, и на примере Луганщины с Донетчиной видно, насколько быстро нормальная жизнь, пусть тяжелая местами, местами неустроенная, но нормальная человеческая жизнь сменяется вот этим «адом». Когда на смену бытовым вопросам: «Где найти работу? Как устроить ребенка в детский сад? Какая модель смартфонов сегодня самая модная?», — приходят бытовые вопросы по типу: «Где достать бронежилет? Как успеть в ближайшее бомбоубежище? И какая сторона моей улицы наиболее опасна при артобстреле?»
Когда дети потихоньку забывают, что это такое — ходить в школу по утрам, зато при любом грохоте рефлекторно присаживаются и прикрывают голову ручонками, и уже умеют с километра различить по звуку, какой калибр стреляет: 5.45 или 7.62...
Когда видишь во «фронтовых сводках» названия родных мест, которые изъездил вдоль и поперек...
16 ноября, 8:10 — пожар в Первомайске, загорание в помещениях училища №74.
8:25 — обстрел Горского.
11:25 — обстрел Петровки.
11:30 — обстрел Станицы Луганской, огонь ведется из Луганска, из квартала 50 лет Октября.
12:15 — обстрел блокпостов на Бахмутке.
13:00 — из Кировска обстрел сел Крымское, Нижнее, блокпостов на Бахмутке.
13:00 — ответ по Кировску со стороны с левого берега Донца.
13:35 — залпы из «Грады» и гаубиц из Зимогорья, Родаково.
14:05 — залпы из «Грады» и гаубиц из Кировска.
14:30 — обстрел Калиново.
15:30 — бой в Станице Луганской, возле блокпоста на железнодорожном мосту скопление техники и живой силы боевиков, в поселке горит танк ВСУ.
16:00 — по Славяносербску прошли танки в сторону Трехизбенки...
...Когда понимаешь, что не сможешь пойти со своим ребёнком в лес, в котором сам любил гулять — в этот лес теперь лучше не углубляться без миноискателя... Да и покажешь ли своему ребенку дом, в котором ты вырос?.. Становится больно до слез. Во имя чего это все?
Молимся о прекращении войны. Берегите мир...
Опубликовано: Tue, 18/11/2014 - 11:58