Как 100 тысяч Библий помогли рассчитаться с долгами и почему нужно читать Булгакова?
С протоиереем Всеволодом Рыбчинским, 76-летним настоятелем Ольгинского собора, мы встретились… на стадионе, где батюшка ежедневно занимается зарядкой. Он попросил подождать его у кабинета Воскресной школы, где и состоялась эта беседа.
Крестовоздвиженский храм на Подоле
– Батюшка, Вы были настоятелем одного из старейший киевских храмов на Подоле – Крестовоздвиженского, в котором был крещен будущий писатель Михаил Булгаков. Какие воспоминания остались у Вас?
– Перед моим назначением настоятелем храма был протоиерей Борис Табачек, ныне он в расколе УПЦ КП, настоятель Владимирского собора, захваченного Филаретом. Борис сказал мне тогда: «Я расписал храм, а ты будешь расплачиваться с художниками – 80-ю тысячами советских рублей». Я опешил и не знал, что делать. Но подумал – Господь меня сюда призвал, это Его воля. Тогда это были огромные деньги, более 80 тысяч долларов. Я молился и просил у Бога помощи. И вот наш церковный староста Виктор Владимирович Кучинский подошел ко мне и говорит: «Отче, я знаю о трудностях, связанных с задолженностью перед иконописцами, здесь работала несколько лет целая группа, и никто им не заплатил и копейки. Долг огромный. И вот мне сегодня пришла такая мысль. В Киеве сейчас не найдешь ни одной Библии (1980-е гг. – Прим. авт.). Давайте одолжим деньги и закупим за границей 100 тысяч Библий. А потом продадим их. Пусть народ Божий читает. А за вырученные средства погасим кредит и расплатимся с художниками». И я понял тогда, что Господь указывает нам выход из этой трудной ситуации. Мы закупили Библии с помощью Божией. И со всех сторон, как ручейки, к нам стали приходить люди, покупать Библии. Конечно, могли вмешаться госорганы, но и им нужны были Библии, они поняли, что мы не наживаемся, а продаем эту Книгу по минимальной цене. В результате долг был погашен.
Вот такая история и воспоминания о Крестовоздвиженской церкви. Когда я там служил, приезжали русские из Франции, дети белогвардейцев, отцы которых сражались в 1918-м, и уехавшие потом за границу через Стамбул. Они мне привезли портрет Михаила Булгакова и подарили книгу «Белая гвардия», она и сейчас у меня, я читал ее много раз. Там такая концовка, хотите прочту?
о. Всеволод Рыбчинский
– Да, батюшка.
– «Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева, занавес бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. В алтаре зажигали огоньки, и они проступали на завесе целыми крестами, кустами и квадратами. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла – слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч.
Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?..»
Свято-Ольгинский храм
– Отче, Вы служите в соборе Святой Равноапостольной Княгини Ольги, который созидался под вашим руководством. Этот храм стал украшением всего Дарницкого района столицы и всего Киева. Скажите, почему собор посвящен княгине Ольге?
– На Подоле есть улица Ольгинская. Когда-то там был в храм в честь святой княгини, бабушки великого князя Владимира, Крестителя Руси. Ведь нужно возрождать историю и традиции наших отцов и дедов. Наконец, следует просвещать наш боголюбивый и трудолюбивый народ Украины. С помощью Божией и молитвами святых, в земле Русской просиявших, мы преодолеем все трудности. Будем молиться об этом!
Беседовал Сергей Герук
Опубликовано: Wed, 28/09/2016 - 11:24