Как поддержать близкого, если он попал в тюрьму? Священник Кирилл Марковский

Правмир

Что делать, если близкий человек совершил преступление и оказался в колонии, и почему многие не прощают родным таких поступков? Об этом рассуждает тюремный священник Кирилл Марковский.

Не стоит судить своих близких

Родственниками людей, оказавшихся в заключении, лишение свободы близкого человека также нередко переживается как жизненная катастрофа. И совет здесь один: пройти это испытание вместе с Богом, к Которому нужно с верой и доверием обратиться родным заключенного.

Только Бог может утешить сердце человека, исполнить его надежды на благополучное преодоление скорбных обстоятельств. Ему надо молитвенно предать, вверить своего родного человека, помня, что Господь любит его несравненно, а точнее, бесконечно больше, нежели любим мы, его родные.

И, следовательно, если Бог попустил нашему близкому человеку такое испытание, можно быть уверенным — оно ему совершенно необходимо для достижения той высшей цели, к которой Бог направляет жизнь каждого из нас. Это испытание он непременно сможет преодолеть, если не впадет в отчаяние и если его родные будут поддерживать его добрым словом и молитвой.

К сожалению, бывают ситуации, когда после совершения человеком тяжкого преступления от него отворачиваются все близкие люди. Такого преступника родные не только не поддерживают, но, напротив, осуждают, считая его преступление позором для них самих и всего их рода. Отсутствие же поддержки со стороны родственников и друзей весьма усугубляет бедственное положение человека в заключении.

Не стоит забывать, что только Богу дано право судить Свое творение. Его заповедь «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» относится к грехам и преступлениям наших ближних вне зависимости от тяжести ими содеянного. Только Бог — истинный Судья и Врач человеческой души. От нас же Он ждет не осуждения, а милосердия к тому, кто уже и так осужден по закону и несет тяжкое наказание. И в первую очередь это милосердие должны, конечно, проявлять близкие люди осужденного.

Если нет возможности помогать материально, нужно непременно помочь словом поддержки. О том, как это важно, мне говорили многие заключенные. Некоторые из них признавались, что, если бы не поддержка родных, они бы не смогли пережить тюремное испытание.

«Большинство осужденных — воспитанники улицы»

Ситуация, когда от осужденного отворачиваются даже самые близкие люди, наиболее часто наблюдается среди заключенных, приговоренных к пожизненному лишению свободы. С одной стороны, причины понятны: преступления, совершенные пожизненниками, особо тяжкие.

Но с другой стороны, не стоит ли задуматься родственникам преступника: как получилось, что их родной человек дошел до способности совершить такие преступления? Только ли дело здесь в его свободном выборе? И не повлиял ли на такой безумный выбор ряд факторов: унаследованные от самих родителей греховные страсти, отсутствие должного воспитания (не говоря уж о религиозном воспитании), соответствующая преступная среда, в которой оказался молодой человек, предоставленный самому себе?

«Здесь, в колонии, я познал, что большинство осужденных — воспитанники улицы и безотцовщина,— писал мне один пожизненник. — А если и были у них отцы, то пьянь, которые тянули из дома все на водку. Что же ждать от такого отца? И о каком воспитании может тут идти речь, кроме как “Не пей, сынок, а то таким же идиотом будешь, как твой папа”? Такие сынки, поди, завидуют тем детям, у которых вообще нет отцов».

Конечно, кто-то может возразить, что его воспитанием тоже занималась исключительно улица или что и он рос в неполной семье, но преступником не стал, тем более таким. Да, но ведь семья семье рознь, не говоря уже о тех унаследованных греховных язвах, с какими мы рождаемся в этот мир: они у всех разные. Да и обстоятельства жизни разные у всех.

Обо всем этом стоит серьезно, беспристрастно, без самооправдания задуматься родителям (в первую очередь) и родным человека, совершившего преступление, и не спешить его судить, лишать поддержки, помощи и тем более вычеркивать из своего сердца.

Неисправимых нет

Нет однозначно неисправимых преступников. Ни об одном человеке нельзя вынести суждение, что он неисправим.

При этом последнее, самое сильное лекарство, которое мы можем употребить для врачевания души совершившего преступление и осужденного по закону, — любовь и понимание. Нет более сильных средств! Если не употребить их, более ничто не поможет.

Злость и осуждение ни в коей мере не приведут преступника к покаянию. Злость порождает только злобу и отчаяние.

Милосердие, к которому призывает нас Бог, при Его содействии способно совершить чудо исцеления души даже, казалось бы, закоренелого и неисправимого рецидивиста.

Мне вспоминается один осужденный, который провел в заключении в общей сложности более 40 лет. Казалось бы, такие люди уже неисправимы. Однако Господь совершил «обыкновенное чудо», призвав этого человека к покаянию.

После приговора к пожизненному лишению свободы за убийства, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, Вячеслав (это его имя) впал в совершенное отчаяние. Ощущая себя одиноким и никому не нужным, он задумал совершить самоубийство. Но Господь этого не допустил.

Один из сокамерников дал ему адрес нашей приходской группы милосердия, которая осуществляла переписку с осужденными к пожизненному лишению свободы, и Вячеслав нам написал. В письме он в первую очередь попросил нас о посылке, которую мы смогли ему собрать и выслать. Получив от нас помощь, в которой очень нуждался (родных у него тогда уже не было), Вячеслав был потрясен.

Как он рассказывал после, помощь, оказанная ему совершенно незнакомыми людьми, тронула его до глубины души. «Я, матерый уголовник, с трудом сдерживал слезы»,— говорил он.

Тогда он еще подумал, что наше проявление к нему милосердия — знак ему от Бога, что Господом он не забыт и что для него есть еще надежда на спасение. Так началось наше общение в переписке. После я стал его ежегодно навещать в исправительном учреждении.

Сейчас Вячеслав пишет мне каждые две недели. Он понимает, что уже никогда не выйдет на свободу (возраст, болезнь, долгий срок впереди, отсутствие пока в России реальной перспективы УДО для ПЛС), но ожидает освобождения в иной мир, в котором уже никогда не будет скорби.

Подводя итог сказанному выше, могу с уверенностью утверждать: милосердие, прощение, снисхождение, проявленные к нашим близким, оказавшимся в местах заключения, вне зависимости от ими содеянного, бесценны для них!

Поддержка, в том числе молитвенная, способна вырвать человека из бездны отчаяния. Только любовь, проявленная родными людьми, при Божьем содействии способна побудить преступившего закон человека к покаянию и исправлению. 

Теги

Теги: 

Опубликовано: Tue, 14/06/2022 - 18:13

Статистика

Всего просмотров 127

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle