Делаете ли вы домашнее задание вместе со своими детьми?

Сайт Горловской и Славянской епархии

Закончились каникулы, и родители отправили детей в школу, а это значит — снова ежедневный ранний подъём и домашнее задание по вечерам.

Нередко последнее — бич не только учеников, но и их родителей. Нужно ли помогать детям выполнять «домашку»? Если да — то в каких случаях? Выяснили мнение духовенства, жён священников, преподающих в воскресных школах, и учителя общеобразовательной школы.

Разумно поддерживать, не создавая тепличных условий

Священник Виталий Ворона, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери г. Краматорска, отец троих детей — 24, 19 и 8 лет:

Мы с женой помогаем детям делать домашнее задание. Происходит это периодически — в зависимости от того, у кого есть время и силы, потому что уроки с ребёнком — дело энергозатратное. Невзирая на это, мы убеждены: помогать детям надо. Главная цель жизни христианина — научиться любить, семья — тот институт, в котором лучше всего преподаётся этот урок. Где ещё нужно проявить любовь, если не там, где трудно? Детям трудно делать уроки. Трудно организовать себя, сосредоточиться. Информационная планка тоже очень завышена: сейчас дети рано идут в школу, и, хотя программа лояльная, учителя остались прежние. Нередко они нагружают детей и довольно жёстко их контролируют. Возможно, они гонятся за высоким рейтингом — своим или учеников. Как бы то ни было, дети часто сталкиваются с большими трудностями в учёбе, поэтому родители должны им помогать. У нас все дети очень разные, у каждого свои таланты. Младший школьник — способный, у него хорошая память, есть усидчивость и так далее, но всё равно ему трудно.

Конечно, многое зависит от школы. Наши старшие дети учились в самой лучшей и продвинутой школе, известной не только в городе, но и в области. Там всё было подчинено внешним показателям и результатам. Младший учится в обычной поселковой школе, но здесь нам нравится намного больше, поскольку нет крайностей, гонки за результатом, плюс обстановка домашняя, дружелюбная.

Говоря о том, что детям надо помогать, я не имею в виду, что их надо держать в тепличных условиях. Если ребёнку под силу сделать задание самому — он, конечно, его делает сам. Пока ученик маленький, мы делаем уроки по такой схеме: определяем задачу, которую надо решить, обсуждаем по общей схеме, как он будет её выполнять, а потом он всё делает в черновике. Далее идёт работа над ошибками, если они были, и переписывание задания в чистовик.

Какого-то определённого возраста, после которого перестаём помогать, нет. Делаем это до окончания школы по требованию. Дети выполняют задание сами, но просят помочь, если что-то непонятно. Думаю, это хорошо: они выйдут в жизнь, и у них останется доверие к родителям, любовь и авторитет которых он ощущал с малых лет. Конечно, можно этот авторитет погубить — если будем опираться на свои гордость и тщеславие. В этом случае надо помнить: наша главная цель — не в том, чтобы ребёнок стал отличником или его похвалил учитель. Самое важное — научить его преодолевать препятствия, независимо от их сложности. Чтобы он не пасовал, шёл вперёд, дробил задачу, если она сложная, делал, что может, на каждом этапе. Если научим этому — значит, скорее всего, очень облегчим детям дальнейшую жизнь.

Не стоит отказывать детям в помощи при выполнении домашнего задания, особенно если видите какие-то пробелы в знаниях. Лучше помочь и избежать плохих оценок. У нас ведь нет желания добиться отсутствия мотивации в этой связи. Я считаю, что детей надо разумно поддерживать, не создавать им тепличных условий, но и не бросать на произвол судьбы.

Не стоит оказывать медвежью услугу

Протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма г. Железное, старшему сыну — 20, младшим — по 14 лет:

Мы с матушкой делаем уроки с детьми, у нас в этом вопросе разделение труда: она очень хорошо знает языки, мне же они вообще не даются, я с математикой дружу. Помогаем потому, что Господь, наш Отец Небесный, помогает нам всю жизнь. В Писании сказано: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Это значит, что и мы своим детям всегда должны помогать — но так, чтобы они развивались, а не деградировали. Справляешься, понимаешь? — делай сам. Что-то непонятно? — приходи, помогу разобраться. Например, не получается сочинение — можем помочь составить план, обсудить концепцию. В математике так не получится, надо разбирать тему.

Я спокойно отношусь к оценкам и считаю, что выше головы не прыгнешь. Одним даётся одно, другим — другое. Я по математике был отличником, а в рисовании умел только правильно положить альбом и взять карандаш, в остальном — получались только квадратные машинки. А вот мама моя рисовала просто замечательно. Так что каждому своё. Главная задача родителей — развить способности ребёнка. Не надо мучить и заставлять быть успешным во всём! Достаточно, чтобы дети старательно выполняли задания.

В школе нередко доводится изучать предметы, которые в жизни не пригодятся. Программы далеко не идеальны. Именно родители должны фильтровать информацию, которую получает ребёнок. Я считаю, что иногда допустимо сказать: «Вот это, дорогой, учить не надо, достаточно прочесть в интернете». Только родитель понимает, насколько загружен ребёнок, как переносит нагрузку и как можно её регулировать. Не надо в этой связи ругаться с учителем, учителя тоже очень загружены. Им приходится придерживаться программы, которая неизвестно кем написана — как правило, составляют эти программы сейчас те, кто в школе никогда не преподавал. К слову, адекватным родителям учителя идут навстречу. Им самим многое не нравится, но они не могут отступать от программы. Они в системе.

Школа не воспитывает ребёнка. Там не учат ни любить, ни почитать родителей, ни заботиться. Не говорят об обязанностях — всё больше о правах. Что такое честность, ответственность, нравственность, благодарность дети узнают не в школьных стенах, а дома.

В заботе о детях главное — не перестараться и не навредить. Не надо делать домашнее задание вместо них, это ложь. Объяснить непонятное — это наша святая обязанность, а вот оказывать медвежью услугу и делать работу за детей однозначно не стоит.

Разумная помощь и правильное распределение нагрузки

Светлана Марковская, жена протоиерея Николая Марковского, настоятеля Покровского храма пос. Зайцево, преподаватель школы «Зайчата». Мама троих детей: 18, 11 и 9 лет:

Мы помогаем детям делать уроки, это обязательно. Первые два класса я с каждым ребёнком сидела. Мы выполняли домашнее задание вместе, потому что малышам в начале школьного пути многое непонятно, всё нужно объяснять. К тому же наши дети сильно загружены: у каждого музыкальная школа, у мальчиков ещё и баскетбол. Приходят после дополнительных занятий уставшими, поэтому нужно контролировать, как они выполняют задание. Считаю, что благодаря этому воспитывается чувство ответственности, к тому же таким образом дети избегают соблазна списать или воспользоваться добротой учителя. В результате и мне спокойнее, и им легче, если я что-то расскажу или проконтролирую.

Во время обучения в третьем и четвёртом классе дети выполняют домашнее задание на черновике, потом я его проверяю, после чего они переписывают всё в тетрадь. Перестаю проверять и помогать по результату, то есть когда ребёнок приносит табель с хорошими оценками, работает с желанием и отдачей. Справляется — значит, моя помощь не нужна.

Замечу, что школа у нас хорошая, мы ей очень довольны. Во время военных действий были разработаны различные возможности выполнять задание: например, можно принести реферат на флешке или смартфоне и работать с ними у доски. С этим старшие справляются сами, у младшего такого ещё нет. Я помогаю обычно со всевозможными поделками, рисунками, газетами — тем, что отнимает много времени.

Наш секрет — распределение нагрузки. Мы стараемся делать всё, что возможно, на выходных. Это позволяет разгрузить дни занятий баскетболом и музыкой. Все большие задания тоже делаем на выходных: учим стихотворения, пишем работы и сочинения.

Я преподаю в воскресной школе творчество, там дети не получают домашнего задания — наоборот, они уходят с занятий с поделками. Нужны ли домашние задания в воскресных школах — это решают священники и преподаватели. Ко мне дети приходят отдохнуть и расслабиться, поиграть, у нас ведь дети из Зайцево, наша задача — подарить им хорошее настроение, порадовать, не напрягать. Мы хотим, чтобы к нам приходили с удовольствием.

Учитывать способности ребёнка и определять зону ближайшего развития

Юлия Хворост, жена протоиерея Александра Хвороста, настоятеля храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки, психолог, преподаватель воскресной школы. Мама двоих детей — 10 и 6 лет:

Обычно наши навыки сначала отрабатываются вовне, а потом переносятся внутрь. Так и учёба: сначала мы извне контролируем этот процесс, учим детей учиться. Мы организовываем пространство, показываем, как это нужно делать. В школе этим занимается учитель, дома — родители. Постепенно дети проявляют всё больше самостоятельности, сами контролируют процесс. Помощь родителей при этом очень важна, это психологическая поддержка для ребёнка. Для маленького ученика школа — это стресс: вокруг всё новое, постоянный страх ошибиться, не так записать задание в тетради и так далее. Поэтому очень важно, если родители находят время, садятся рядом — и подсказывают, разъясняют, помогают. По этой же причине мы помогаем дочке учиться.

В вопросе домашнего задания родителям нужно проявлять мудрость, учитывать способности ребёнка и, исходя из этого, решать, что он может делать сам, а что для него ещё сложно. Важно не делать уроки за ребёнка и не помогать там, где он может справиться самостоятельно. У ученика в этом случае могут возникнуть проблемы в школе: он не научится работать самостоятельно, начнёт теряться, бояться, не будет полагаться на свои силы. Вместе с тем нужно, как говорят психологи, чувствовать зону ближайшего развития ребёнка, то есть давать ему решать задачи чуть более сложные, чем он решает, поднимать его уровень, развивать. Не надо ставить слишком сложные задачи, потому что тогда может понизиться его самооценка. Лучше всего, если это будут задачи на небольшое опережение. Тогда он будет гармонично развиваться и в школе ему будет легче.

Для многих родителей показателем трудоспособности и уровня усвоения материала становятся оценки. Это не всегда верно, потому что все дети разные и способности у каждого свои. Один — математик, другой — музыкант, и в школе у каждого может что-то не получаться. Часто плохие или недостаточно высокие оценки задевают гордость родителей, им обидно, что их ребёнок в чём-то не успевает. Нужно разобраться, почему вас беспокоят оценки: возможно, это гордость или какие-то личные амбиции, которые ничего хорошего ребёнку не несут. Возможно, ему просто не дано успевать по предмету, который вам кажется важным. Вместе с тем, следует помнить — этому и святые отцы учат: если ребёнок выполняет какое-то дело, то должен выполнять его старательно, настолько хорошо, насколько позволяют его способности. Надо чувствовать своего ребёнка и находить его сильные стороны, таланты. Стараться их развивать, чтобы он чувствовал себя комфортно. В школе у него может что-то не ладиться, зато в спорте, например, он заработает медали, и это компенсирует неудачи в оценках.

Надо понимать, для чего ребёнок идёт в школу, что мы хотим на выходе получить. Можно быть очень талантливым, но злым — и наоборот, не очень успешным в учёбе, но дарящим много добра людям. Прекрасно, если ребёнок научится приносить пользу другим. Главное — воспитать хорошего человека.

Бывает, что школа требует выполнения каких-то ненужных вещей. Наша учительница в таких случаях предлагает родителям помогать детям. Я считаю, нет ничего плохого в том, чтобы помочь ребёнку не тратить силы и время на пустое.

В заключение хотела бы добавить: мы в детстве чувствовали себя в школе бесправными. Сейчас многое изменилось, и мы, родители, можем влиять на ситуацию. Считаю, что родитель не должен оставлять ребёнка в системе одного. Сейчас для этого есть все возможности: можно прийти, поговорить, поинтересоваться его делами, при необходимости — заступиться. Можно постараться и сделать так, чтобы ему там было комфортнее. Сейчас школа менее авторитарна, этим нужно пользоваться — не перегибая палку, конечно же.

По мере взросления помощь требуется всё меньше, но это не значит, что она не нужна вообще

Татьяна Александровна Яремчук, учитель начальных классов Добропольского УВК «ОШ I-III ст. ДУЗ», прихожанка Николаевского храма с. Криворожье, мама двоих детей — 18 и 14 лет:

Как мама двоих взрослых детей и учитель начальных классов, я убеждена: делать уроки с детьми нужно. Расскажу, почему.

В первом классе домашнее задание дети не получают. Задача родителей — расспрашивать ребёнка о том, что он узнал в школе. Не обязательно дома, можно поговорить даже по дороге домой. Это поможет ему дополнительно повторить услышанное и лучше усвоить материал. С первого класса надо приучать ребенка к самостоятельности, например, он может сам собирать портфель, следить за своими учебными принадлежностями и так далее.

Во втором классе начинают задавать домашнее задание, и детям обязательно нужна помощь родителей. Василий Константинович Сухомлинский писал, что уроки нужно всегда делать в одно и то же время, потому что режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Родители не должны решать задание за ребёнка, им необходимо слушать устные ответы и следить за организацией учебного времени. Оно должно быть правильно распределено: нельзя садиться и делать всё сразу. Должны быть паузы, перемены.

По мере того, как ребёнок взрослеет, ему всё меньше требуется помощь, однако это не значит, что она не нужна вообще.

Не все родители правильно понимают, что значит помогать ребёнку с заданием. Некоторые под этим подразумевают выполнение уроков за ребёнка. В моей практике были такие случаи, когда мама не просто решала задание, но и сама записывала его в рабочую тетрадь. Такого быть не должно. Как же правильно всё организовать? Придя из школы, ребёнок должен иметь возможность отдохнуть: поиграть, прогуляться, посмотреть какие-то передачи. Часа в три дня надо садиться за уроки. У ребёнка должно быть своё рабочее место — нельзя, чтобы он делал уроки там, где мама лепит пельмени. Роль родителей — объяснить непонятное и контролировать процесс. Важно, чтобы ученик садился выполнять домашнее задание не очень поздно. У меня бывают случаи, когда родители звонят в восемь вечера и спрашивают, что задано.

Во втором и третьем классе время выполнения уроков не должно превышать полтора часа, в четвёртом это могут быть уже два часа. К этому возрасту ребёнок должен уметь выполнять всё самостоятельно, роль родителей — только проконтролировать выполнение полного объёма заданий.

Важный этап в жизни ученика — переход в пятый класс. Новый классный руководитель, учителя по всем предметам разные, у всех свои требования, новые и непривычные. Ребёнку тяжело, и в этой ситуации родители должны прийти на помощь. Вести себя надо так же, как во втором классе: садиться рядом и помогать, подсказывать, объяснять. В этот период — период адаптации — даже отличники начинают учиться хуже, «съезжают» на средний уровень. Он длится обычно около месяца, после этого ребёнок постепенно привыкает к новому режиму. У некоторых детей этот период может длиться до полугода. По истечении его родителям можно постепенно отходить от совместного выполнения домашнего задания.

Делать вместе уроки — не значит писать сочинения или решать задачки за ребёнка. Это значит — послушать выученное, задать контрольные вопросы по теме. Если учёба даётся тяжело, нет ничего зазорного, если родители помогут разобраться в материале, представляющем трудность. Принципиально не помогать — странно. Мне кажется, очень важно поддерживать контакт с детьми, в плане учёбы — тоже. Не стоит навязывать помощь, особенно в старших классах. Ученики средней и старшей школы уже не требуют контроля, но мы должны быть готовыми помогать им так, как я уже говорила ранее. Замечательно, если ребёнок будет рассказывать родителям, что узнал нового. Это позволит ему повысить свою самооценку — особенно если он расскажет вам что-то, чего вы не знаете. Это стимулирует узнавать больше, читать, интересоваться новым.

Екатерина Щербакова

Социальные комментарии Cackle