Экологические проблемы решаются покаянием

Как мы в самом деле можем повлиять на природу.

 

Пожалуй, любая хозяйка в поиске постного рецепта хотя бы раз забредала на сайт, где почти в каждое блюдо кладут асафетиду и совсем не используют лук и чеснок. Да-да, я имею в виду последователей Общества сознания Кришны.

У них довольно много пищевых ограничений: например, по определенным дням они не могут есть муку. Бывают очень строгие последователи, которые не употребляют в пищу даже мед, есть и те, кто не отказывает себе хотя бы в молочном. Но в одном кришнаиты едины – мясо и рыбу есть категорически нельзя, поскольку это убийство.

Конкретно в этом факте с ними сложно не согласиться. Городской житель часто об этом не задумывается, беря с полки супермаркета охлажденные окорочка. Только те, кто вырос в деревне или гостил у бабушки, увязывают между собой трогательного теленка и котлету. Впрочем, сельские жители воспринимают это философски: ты забираешь чужую жизнь, чтобы продлить свою. Есть в этом смесь вины, благодарности и, в каком-то смысле, уважения. Без лишних сантиментов, но и без капли цинизма.

Если же говорить о мясных продуктах, попадающих в наши магазины, то там даже отголосков человеческого отношения нет. Животные содержатся в ужасающих условиях и забиваются конвейером. Знаю людей, которые после посещения птицефабрики кур не ели несколько месяцев. И вопрос здесь не только в том, что товар не похож на настоящую курицу, но и в том, что неестественность и циничность этого процесса вызывает подсознательное отторжение, как будто прикоснулся к чему-то инфернальному. Одно дело, когда ты пару птиц обезглавил, и совсем другое, когда сидишь возле конвейера, к тебе подъезжают подвешенные за лапы оглушенные электрическим разрядом куры, и твоя задача – проколоть им сонную артерию, чтобы стекла вся кровь. И так в течение всей смены. Каждый рабочий день. Фильм ужасов – ни дать ни взять.

К процессу производства растительной пищи тоже множество вопросов, с той лишь разницей, что уровень ее в иерархии живых организмов существенно ниже, и поэтому факт убийства не столь очевиден. Этим кришнаиты и объясняют допустимость употребления в пищу овощей и фруктов. Мол, прожить без уничтожения живых организмов мы не можем, поэтому хотя бы будем делать меньшее из зол. В целом в самой этой позиции нет ничего плохого, даже наоборот. Вот только, к сожалению, этот принцип является у них самодостаточным и основополагающим. Отказ от животной пищи сам по себе автоматически «освящает» человека. Я не нашла никаких удобовразумительных упоминаний о духовной жизни. Да, есть какие-то ритуалы, мантры, но об изменении себя речь не идет. Наоборот, есть даже самовозвышение над теми, кто продолжает есть трупы животных. Такое внутреннее убеждение, что ты все делаешь правильно, и поэтому все остальное само собой образуется, очень опасно.

Как-то мне в руки попалась красочная заокеанская информационная брошюра, агитирующая за охрану окружающей среды. Держу я в руках приличной толщины журнал, отпечатанный на плотной мелованной бумаге, и читаю при этом о том, как ужасно загрязнять все вокруг и вырубать леса. Ощущение, надо сказать, сюрреалистическое. Вроде бы как правильно и по делу все написано, но есть в этом несоответствии целей и средств какое-то глубокое внутреннее противоречие.  

Если так разобраться, то, в принципе, все наши благие начинания с каким-то браком. Взять хотя бы истерический отказ от шуб. (Вопрос стоимости сейчас опустим.) Гуманной их заменой считаются простые куртки. Однако, они практически на 100% сшиты из синтетических материалов. Значит, при их изготовлении загрязнено изрядное количество окружающей среды, а когда это поношенное пальто вы выкинете, оно будет разлагаться пару сотен лет. Таким образом, мы сохраняем жизнь энному количеству невинных зверьков, но при этом поощряем нарушение целых экосистем, в ходе чего животные вымирают целыми видами.
Или, допустим, электромобили. У меня вызывают недоумение люди, которые говорят об их экологичности. Они вообще были когда-нибудь поблизости электростанции? Возле атомных всегда повышен радиационный фон, да и вообще все, особенно в нашей стране, знают, насколько опасна это штука. Тепловые вырабатывают энергию посредством сжигания угля, следовательно, имеем огромные выбросы углекислого газа и твердых частиц, попросту говоря – дыма. Очистительные фильтры, конечно, способны сгладить ситуацию, но они тоже ведь не из чистого света сотканы и потом куда-то регулярно утилизируются. Даже условно экологичные гидроэлектростанции созданы путем затопления огромных площадей, с которых животные должны были либо уйти, либо погибнуть. Опять налицо нарушение экосистемы. А теперь представьте, что все постепенно переходят с бензиновых двигателей на электрические. Напрашивается очевидный вывод, что понадобится больше электростанций и изрядно расширятся территории, где дышать будет нечем, в то время как в красивых городах будут ездить аккуратные и свежие машинки. Получается, что электрокары – это лишь передислокация человеческих отходов из одного места в другое. И возможно даже с бόльшим вредом для планеты в целом.

Характерно, что без участия Homo sapiens в природе все само прекрасно регулируется. К примеру, несколько лет назад в заповеднике Йеллоустоун (США) решили восстановить популяцию волков, запустив молодую пару особей. Через какое-то время хищники расплодились и выгнали койотов. Как результат, стали размножаться зайцы и грызуны. Олени начали избегать места, где можно встретить волков, вследствие чего буйно разрослись кустарники и деревья, которые до этого безжалостно объедали. В них стали гнездиться птицы, появились бобры. Последние занялись активным строительством плотин, ибо раньше это делать было не из чего – олени все обгрызали на корню. В общем за несколько лет флора и фауна значительно обогатилась и изменилась по составу. Пара волков запустила процесс, в ходе которого экосистема менялась до тех пор, пока не сбалансировалась. Удивительно, что это повлияло даже на ландшафт – река изменила русло.

Выглядит так, что если человек внезапно исчезнет, природа довольно быстро залижет раны и восстановится от всех наших над ней надругательств.

А мы? Можем ли мы восстановить экологию на планете или хотя бы перестать ее ухудшать? Теоретически да. Но проблема ведь не в том, что кто-то что-то делает не так, а в том, что человек глубоко испорчен и не способен не делать что-то не так. Одним отказом от чего-то одного (той же животной пищи) проблема не решается. Это своего рода убаюкивание совести: я молодец, забочусь о природе, о живых существах, делаю все возможное, в отличие от других. Однако когда я ем хлеб или чечевицу, я все равно убиваю животных, потому что при их выращивании используются химикаты, благодаря которым те же мыши-полевки скоро исчезнут как вид. Используя мобильную связь, я уничтожаю пчел. Садясь в авто или маршрутку, я становлюсь причастным к нефтяным пятнам в морских заливах. Покупая бутылку минералки, я увеличиваю свалки пластика. Запуская стиральную машину или моя посуду, я сливаю в реки и грунтовые воды ПАВы. Это все убивает животных. И в гораздо большем количестве, чем одна несчастная котлета. И все это делаю я, а не какие-то абстрактные злые корпорации. Чтобы быть последовательным, нужно отказаться тогда от всех благ цивилизации. Не будет покупателя – не будет корпораций.
Проблема в самом человеке. Он поломан в результате грехопадения. Нужно излечить душу, чтобы человек перестал причинять вред себе самому и всему, что его окружает. А природа сама разберется. Та же Чернобыльская зона восстанавливается существенно быстрее, чем ожидалось. Видимо, потому что оттуда ушли люди и перестали мешать.

Без обращения к Богу, без покаяния решение природоохранных проблем всегда будет затыканием дыр с последующим возникновением проблемы в другом месте, потому что при попытке устранить беду с помощью земных средств и сугубо человеческой логики мы не касаемся причины, а постоянно боремся со следствиями. Только в жизни с Богом, с соблюдением Его заповедей возможно внутреннее преображение. А за ним обязательно начнет изменяться все, что тебя окружает. Апостол Павел пишет: «Тварь (т. е. все сотворенное Богом) с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:19–22). Природа страдает и ждет, чтобы люди обратились к Богу. Только так возможно спасение Земли.

Конечно, нет никаких оснований полагать, что человечество всем составом возьмет да и покается, и станет жить, довольствуясь малым, в мире и гармонии с Богом, собой и окружающим миром. С другой стороны, это совсем не значит, что на все нужно махнуть рукой, раз миссия невыполнима. Жить по-христиански следует вне зависимости от того, делают ли это другие. Вопрос лишь в том, что главное, а что второстепенное. Если ты не делаешь главного, то никогда не добьешься цели, как бы усердно ты ни трудился над второстепенным. Конечно, стоит избегать по возможности вещей, которые вредят окружающей среде (например, отказаться от пластиковой посуды или курения), но в первую очередь необходимо изменение себя – покаяние. «Сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Безусловно, нужно жалеть и природу, и других людей. Если ты христианин не для галочки и по-честному стараешься вести духовную жизнь, то со временем тебе все сложнее будет не жалеть.

Екатерина Выхованец

Социальные комментарии Cackle