Жизнь в Церкви – это курс лечения

Беседа на апостольское чтение 3-й Недели по Пасхе.

Когда мы открываем Библию, наши глаза встречаются со строками очень честной книги. Мы называем Библию святой, но ее содержание вовсе не сводится к описанию жизни праведников. На страницах библейской истории предстает перед нами вся сложность взаимоотношений Бога и Его творения – человека. Каждая книга Священного Писания открывает нам, с одной стороны, великую высоту святости, на которую Бог возводит полюбивших Его людей, и, с другой стороны, страшную глубину падения, в которой рискует оказаться всякий отказавшийся от Бога человек. А между этими крайними точками находится наша жизнь – обычная жизнь со всеми ее грехами и грешками, немощами и слабостями, ошибками и падениями. И об этой простой будничной жизни, так знакомой нам, Библия тоже говорит. Она показывает, как в пространстве и этой жизни также встречаются трое: Бог, диавол и человеческая воля, которая часто раздваивается в своем выборе.

Нынешнее апостольское чтение как раз и рассказывает нам не о чудесах, не о великих и потрясающих событиях, но о трудовых буднях первой Церкви. Сегодня мы приступили к шестой главе Деяний, где описывается уже время не праздника, но обычной церковной жизни, со всеми ее трудностями. И этот честный рассказ о церковных проблемах того времени для нас не менее ценен, чем радостные строки о торжественных и праздничных событиях в жизни новорожденной Христовой Церкви.

Проблему же апостол Лука обозначает так: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1).

Перед нами история первого внутрицерковного конфликта христианства. Еллинистам – уверовавшим евреям из разных стран Римской империи – показалось, что местные евреи предлагают их вдовам меньше социальной помощи, чем своим. Они возроптали. На первый взгляд, это удивительно. Ведь перед этим святой Лука писал, что «у множества... уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32). И вдруг после таких слов – разлад между новокрещеными христианами, конфликт на материальной почве. Грустно, братья и сестры? Грустно. Но вместе с тем это нормально. И нам нужно знать такие вещи, чтобы понимать нечто важное о Церкви.

Церковь – богочеловеческий организм. Будучи Телом Христовым, наполняясь Святым Духом, Церковь свята именно этим Божественным присутствием. Но в то же время Церковь состоит из людей. И этой, человеческой стороной, она может болеть, страдать, ошибаться и даже грешить. И каждый из нас, как контрабандист, приносит в Церковь какой-то свой грех, свою болезнь, свою страсть.

Но не нужно смущаться этим. Так и должно быть, потому что  по своему предназначению Церковь – это больница, в которой мы лечимся.

Если продолжить эту мысль, то нужно  сказать, что, как во всякой больнице, в Церкви есть разные больные. Есть выздоравливающие, а есть умирающие. Есть послушные, а есть протестующие против лечения и позорящие статус заведения. Тот, кто признает свои болезни, хочет исцеления и лечится, тот исцеляется. Но кто лишь иногда заходит в больничный корпус из-за того, что ему нравится отделка потолка, картины на стенах и чистые халаты докторов, и сам не поправится, и других смутит.

Многие, придя в Церковь, ищут в ней не исцеления от своей погани душевной (как сказал один современный актер), а того, что им понравилось в разных книжках – прозорливых старцев, суровых аскетов-постников, пещерных затворников, монахов, затыкающих за пояс дюжину бесов. Но в Церкви вместо этого они находят совершенно таких же, как они, людей, со всеми их страстями и страстишками, грехами и грешками. И часто бывает, что человек поворачивается и уходит. Он покидает Церковь, ничего не поняв о Ней; оставляет больницу, испугавшись количеству больных и не думая о том, что он сам точно такой больной, как и все.

Поэтому-то Писание делает нам огромную услугу, честно сообщая о немощах и болезнях первенствующей Церкви. Нам это необходимо знать для того, чтобы мы, придя в Церковь, не соблазнились. Рассказывая нам об этих неурядицах, Писание избавляет нас от иллюзий. Оно учит нас смотреть на Церковь не как на лубочную картинку, где только святость, чудеса и ангельское пение, а именно как на большой раковый корпус. В нем человек глубокий и терпеливый получает исцеление. И, напротив, человек поверхностный и нетерпеливый уходит, обидевшись на первую же санитарку, ему нагрубившую.

Кто-то спросит: а можно ли называть Церковью собрание, в котором люди грешат? Ведь Писание Нового Завета неоднократно называет членов Церкви «святыми»? Ответ: можно. Во-первых, святой не значит безгрешный. А во-вторых, надо правильно понимать отношение самих апостолов к этому вопросу.

В этом смысле очень показательно первое Послание апостола Павла к коринфянам. В этом письме Павел довольно жестко укоряет коринфян в тех грехах, которыми болела их община в то время. К ним относились: внутрицерковные партийные разделения, судебные тяжбы между верующими, движение женской эмансипации, случаи вкушения идоложертвенного, гордость гностически настроенных философов-платоников, сомнение в воскресение мертвых, непонимание сути духовных дарований, разные нарушения церковной дисциплины, и – о ужас! – отвратительный вид блуда: кровосмесительство. Но  все это не мешает Павлу называть коринфскую общину Церковью. Почему? Потому что хоть многие и были больны в этой Церкви, но они не отказывались лечиться и своим лечащим врачом признавали Господа Иисуса Христа. Сам факт написания Павлом этого Послания свидетельствует о том, что коринфяне не отказывались слушаться апостола и соглашались лечиться именно так, как Павел говорил, т. е. пребывали истинно апостольской Церковью, хоть и весьма несовершенной в нравственном отношении. У них была Евхаристия, и у них была апостольская иерархия. Поэтому, несмотря на все недостатки, коринфская община была настоящей Церковью.

Такова и есть вообще церковная жизнь, в которой далеко не всегда бывает все так красиво, как в книжке или в благочестивом предании. Человек не пластинка, которую завели, и она играет. Человек вообще больной, а современный человек болен вдвойне. Он живет в королевстве кривых зеркал, где все наоборот, где добро вполне может именоваться злом, а белое называться черным. Будучи внутренне перевернутым существом, живя в перевернутом мире, человек никогда не мог, а сегодня и подавно не может спасаться быстро и красиво. Отсюда и некрасивости церковной жизни, отсюда и ропот эллинистов, и прочие трудности на пути спасения, которые будут идти рядом с нами всегда. Но вместе с этим важно помнить: все это происходит в Святой Соборной и Апостольской Церкви, в Теле Христовом, в котором живет Дух Святой. В той Церкви, где уже две тысячи лет спасаются люди, хоть и спасаются трудно, по слову Самого Христа: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Что ж, мы сегодня поговорили о немного грустном эпизоде из церковной истории и вспомнили о том грустном, что есть и сейчас. Однако здесь мы можем найти и пищу для утешения. Ведь болезнь, братья и сестры, как она не неприятна, но все же показатель того, что тело живет. Если мы видим наши духовные болезни, то мы еще живы и есть надежда на выздоровление. И еще один момент. Жизнь в Церкви дарит нам не только радостное чувство обретения Господа, но и драгоценный опыт познания своей немощи, без которого человек может превратиться в самоуверенного наглеца, мечтающего, что он уже спасен и что дальше все будет «как по маслу». Ибо, «когда я немощен, тогда силен», – говорит апостол (2 Кор. 12:10). И за это поблагодарим Господа – за науку смирения. И третье, самое главное. Мы ведь пришли туда, куда нужно, дорогие христиане. За это мы должны бесконечно благодарить Бога, потому что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14). Слава Богу! Хоть мы и больны, но нашли врата в больницу: мы в Церкви. Как говорил некий монах, который часто спал во время богослужения: «Я хоть и сплю, но сплю в корабле».

Пусть же наше размышление о сегодняшнем апостольском чтении поможет нам жить в Церкви с правильными мыслями о ней. Не будем мечтать о себе, и не будем мечтать о Церкви. Научимся жить в Церкви, имея правильное отношение к ней; будем жить, не фантазируя, но каясь в грехах своих и прославляя Христа Воскресшего. Ему, Единому Святому и Смиренному, да будет честь, поклонение и любовь от всех людей и от всякого дыхания на земле. Аминь!

Христос Воскресе!
Сергей Комаров

Социальные комментарии Cackle