Что общего между Пасхой и цветением сакуры?

Постпраздничные размышления Екатерины Выхованец.

В Японии цветет сакура. Это один из самых важных местных праздников. Его ждут целый год, и даже существуют специальные метеопрогнозы, когда в какой местности начнется долгожданное цветение. Также онлайн можно проверить стадию распускания цветов по каждому из городов. В стране насажено множество парков с сотнями вишневых деревьев. Японцы с нетерпением ждут начала весны и возрождения жизни.

Изначально праздник носил в первую очередь религиозный подтекст. Нежность и хрупкость бутонов, а также недолговечность их цветения рождали мысли о тленности бытия и недолговечности нашей собственной жизни. Представители аристократических семейств вдохновлялись этим явлением природы на лирические стихотворения. Вообще японская культура очень созерцательна. Через красоту и совершенство творения японцы, очевидно, в какой-то мере познают и Творца.

Однако это уже все, похоже, в прошлом. Современное празднование Ханами (именно так называется этот фестиваль) сводится к пикнику под цветущими деревьями. Японцы часто соединяют это с отмечанием окончания школьных каникул и сезона отпусков. Вечеринки продолжаются до глубокой ночи, так как нередко сопровождаются обильными возлияниями.

До боли напоминает празднование Пасхи Господней в христианских странах. Для большинства это тоже всего лишь красивая традиция и очередной повод для хлебосольного застолья. Трапезе уделяется первоочередное значение. Все популярнее становится печь куличи самим, а не покупать в супермаркете. По украшению же яиц уже впору устраивать соревнования. Что само по себе, в принципе-то, и не плохо. Желание создать что-то хорошее и красивое всегда похвально. С другой стороны, Христу во всей этой суете отведено места не так чтобы и много. Если вообще отведено. Во всех торговых точках от мала до велика просто грудами навалена вся околопасхальная атрибутика: от посыпок любого цвета и формы до корзинок, фонариков, рушничков и наклеек на яйца. Чудо Воскресения Господнего мы превратили в предмет товарооборота. К счастью, у нас магазины пока чувствуют дистанцию, и бомбардировки эсэмэсками по поводу дисконтов я на себе не испытала. В западных же странах пасхальные скидки предлагают даже католические интернет-магазины.

В общем все знают, что сейчас Пасха и что нужно яйца покрасить, а зачем – никому даже не интересно. Она, к сожалению, – всего лишь повод разнообразить серые будни. Да, конечно, пасхальные приветствия все друг другу отсылают и постят на своих страничках, но какой в это вкладывается смысл? Возьму на себя смелость утверждать, что для многих, что «С Новым годом, новым счастьем», что «Мир, труд, май», что «Христос Воскресе» – набор стандартных фраз, не отягощенных содержанием.

Более того, когда обращаешься с пасхальным приветствием к кассиру в магазине или попутчику в лифте, то сталкиваешься с некоторым замешательством. Люди часто теряются и смущаются отвечая. Можно вместо «Воистину Воскресе!» получить и просто «спасибо». О попытках пойти дальше и поговорить о Евангелии, Церкви и Таинствах вообще молчу. Это в стране, в которой подавляющее большинство настойчиво продолжает крестить детей и святить «паски». И так же категорично не хочет слышать весть о Воскресшем Господе.

Как-то после воскресной Литургии меня одна женщина спросила: «А что сегодня за праздник?» Я промямлила в растерянности: «Воскресенье...» При этом судорожно соображала, с чего лучше начать и как кратко и доступно объяснить, что каждый воскресный день – это малая Пасха, что мы еженедельно вспоминаем этот важный день в истории всего человечества и благодарим за него Бога, что и выходной на этот день выпадает именно из-за значимости этого праздника. Но вопрошающая сразу потеряла ко мне интерес, и осталась я со своими благими вестями один на один. Вероятнее всего, ее просто не устроил такой банальный ответ. Мол, можно подумать, что она и без меня не знала, какой сегодня день недели. Вследствие чего и решила, что толку с меня как с козла молока. Хотя, с другой стороны, может, просто постеснялась продолжать разговор. В любом случае сейчас воскресенье воспринимается уж точно не как праздник. Вот вечер пятницы – это да, а воскресенье – всего лишь день, когда завтра снова на работу.

Наши ощущения праздника чересчур, мне кажется, завязаны на атрибутику и какие-то действия, нежели на смыслы. Новогодняя елка и тюльпаны на 8 Марта тому подтверждение. Нужен какой-то хотя бы базовый ритуал. Поэтому и самые посещаемые церковные праздники – те, которые «подкреплены» какой-то материальной составляющей: Вербное воскресенье, Троица, Богоявление и, конечно, же Пасха. Человеку нужно, чтобы был понятен процесс. Куличи и колбасы батюшка водой покропил, похристосовались, яичками стукнулись – всё, порядок! В остальные же дни непонятно вообще ничего. Что там и зачем читают и поют, даже далеко не все воцерковленные разбирают и понимают. Что уже говорить о непостоянных прихожанах, для которых это всё – лишь монотонный поток звуков? Это просто, простите, скучно.

Это, как показывает пример эволюции, а точнее деградации, праздника Ханами, – глобальная проблема. Наблюдать ее можно и в так называемых развитых странах. Подобное читала и о религиозности в Китае. Вопросы бытия все меньше интересуют человечество. Мы не хотим рефлексировать, мы хотим развлекаться.

Возможно, я идеализирую, но выглядит так, что наши предки во все вкладывали какой-то смысл. Традиции коренятся как раз в религиозных представлениях. Современный же бог – комфорт. Формы поклонения ему – обильная и вкусная еда, шопинг и бессмысленный туризм с селфи на фоне всего. В общем, какой бог – такое и почитание. Появляется все больше удобств, но все меньше красоты. Прекрасное невыгодно, потому оно не ценится и создается все реже. Все мельчает и становится поверхностным.

Говорят, что само понятие религии возникло как раз вследствие ужасающих условий жизни людей в прошлом. Якобы иллюзия высшей справедливости и надежды на утешение за гробом изрядно скрашивала жалкое существование серых масс. Адом же пугали, чтобы легче ими было управлять. Сейчас же, мол, человечество развивается все стремительнее и стремительнее, бедность скоро будет совсем побеждена и народ больше не нуждается в этом мнимом утешении. Человеку де, чтобы быть счастливым и самодостаточным, не нужно выдумывать себе Бога. Но если представления о блаженстве сводятся к чашечке капучино с тирамису и бесконечным хождениям по кругу в торговых центрах в выходной день – я умываю руки. Мне такого рая не надо. Даже если при этом будет играть музыка Чайковского.

Неудивительно, что когда Христос нам предлагает жизнь вечную, мы предпочитаем шашлыки и ТВ-шоу. И на празднике опадающих цветов, которые должны были бы напоминать о быстротечности времени и неизбежности смерти, люди пьют и веселятся. На Праздник же победы над смертью мало кто вообще приходит.

Да, с комфортом на Пасху туго: в храме душно, спать хочется, спину ломит, ноги отваливаются. Еще и капюшон кто-то свечкой опалил... Но почему-то при этом так хорошо, что хочется виновника поджога поймать и расцеловать. Радость эту не сравнить ни с каким удовлетворением от исполнения физических потребностей организма, ни с эмоциями от хорошего кино или книги. С одной стороны, грустно, что столько людей не ощущало прикосновения Божией благодати. Хотя с другой – давно ли мы сами можем этим похвалиться? Многие из нас тоже совсем недавно усматривали высшую степень счастья в походе в караоке или приобретении нового смартфона. А потом однажды услышали зов Бога и откликнулись. Когда-нибудь отзовутся и они. Как знать, может, этот парень, который в субботу накануне Пасхальной заутрени уже на ногах еле стоит и подпирает ствол готовящейся зацвести сакуры, будет через пару-тройку лет нести хоругвь во время Крестного хода и вместе со всеми верными славить воскресшего Христа!

Екатерина Выхованец

Теги

Социальные комментарии Cackle