Четыре тайны Печерских старцев
Много сокровенных тайн хранит в себе Предание церковное. Под спудом вечности сберегаются безвестные имена, неизведанные подвиги живших в разные эпохи многочисленных подвижников Печерских, навсегда сокрытые от глаз людских и ведомые одному Господу.
Но все же благодаря сохранившимся свидетельствам мы постараемся проникнуть в прошлое и объять одним взглядом жизнь Печерских старцев с момента возникновения монастыря и по сей день.
О краеугольных тайнах жизни святых Киево-Печерской Лавры рассказывает митрополит Антоний (Паканич).
Печерские подвижники. Роспись Троицких ворот, главного входа Лавры
Тайна первая. Единство разности
– Печерские подвижники жили в разное время и поэтому сильно отличались друг от друга: кто-то был из княжеского рода, кто-то простолюдином, кто-то из богатой семьи, кто-то нищенствовал, кто-то был образованным, а кто-то не умел даже читать.
Но что удивительно, разность не разделяла их, не мешала им, а наоборот – обогащала их жизнь и отношения. Святые были объединены одной важной чертой: каждый подвижник стремился очистить свою душу от греха, чтобы быть способным вместить Живого Бога. Это ли не чудо? Умалить свою самость, свои пристрастия и сравняться с ближним, чтобы в едином порыве славить Господа и стремиться к Нему. Достижение самоумаления для общего благого дела – непостижимое для многих современников упражнение. А ведь именно посредством него возможно познание величия Бога.
Неуемное стремление к Небу объединило в киевских пещерах столь разных людей, которые оказались способными призреть земную жизнь, поселиться в неуютных пещерах, землянках, чтобы служить Богу и молиться за весь мир.
Таким образом, те, которых, по словам святого апостола Павла, был недостоин весь мир (Евр. 11:38), ушли от мира, чтобы попытаться его изменить.
Тайна вторая. Через затвор к славе
Каким образом преподобные могли изменить мир, сами находясь в затворе пещер?
«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. Исключительно своим личным примером, примером собственного жизненного подвига преподобные вразумляли окружающих.
Ведь только подлинное смирение способно изменить человека, а значит – и мир вокруг.
Главным принципом жизни святых Печерских стало именно смирение, которое, согласно христианской традиции, есть всецелое предание себя и всей своей жизни в руки Божии. Путь ко смирению тернист. Сколько личных побед и поражений на этом пути у каждого идущего! Не сосчитать.
Подлинное смирение – это жизнь в страхе Божием, но страх этот вовсе не означает боязнь Бога как некоего тирана. Страх Божий, по словам преподобного аввы Дорофея, это боязнь оскорбить явленную нам на Кресте Божию любовь.
И именно поэтому, живя в смирении и стремясь исполнять заповеди Божии, преподобные в итоге, подобно предшествовавшим им подвижникам, удостоились такой чести и славы, о которой могут только мечтать сильные мира сего.
Ищущему славы на земле уготовлено забвение на Небе, а ищущим Небесной славы не страшны ни попрание, ни невнимание, ни пренебрежение, ни игнорирование.
Тайна третья. Перезагрузка любовью
После грехопадения человек устремляет все свои интересы в первую очередь на себя, на свое благоустройство и комфорт. И только любовь помогает переориентировать наши взгляды, она позволяет каждому увидеть вокруг себя других людей, осознать, что мир создан не только ради нас и не мы являемся его центром.
Любовь – это тайна тайн. Она даруется Божией милостью, меняя жизнь целиком, полностью перезагружая сознание и мировосприятие. Любовь дает человеку возможность отречься от себялюбия и тщеславия: любя, человек начинает замечать и чувствовать радости и печали других, сопереживать боли своего ближнего.
Любящий находится в мире с самим собой, с окружающими и с Богом. Только любящему сердцу открывается, что этот мир не может дать человеку того, что может дать ему Любящий Творец, что в этом мире без воли Божией ничего не происходит. Святитель Феофан Затворник говорит: «Земную радость человек испытывает от приобщения к материальным благам, духовную же – от приобщения к Божией любви».
Любовь – высшая из всех добродетелей, она даже сильнее молитвы, потому что молитва – добродетель частная, а любовь – добродетель всеобъемлющая.
Сила настоящей любви поддерживала Печерских святых в сложных условиях пещерной жизни. И нам сегодня остро не хватает такой любви. Мы осиротели без любви, сокрушаемся и ропщем при малейших невзгодах и притеснениях, опустошаем свои сердца безверием, вследствие чего разрушаем окружающий мир своей нелюбовью.
Познавший силу настоящей любви способен приобщиться Вечности еще здесь, на земле.
Тайна четвертая. Умереть, чтобы жить
Читая жития преподобных Печерских, многие удивляются: что движет столь молодыми, энергичными людьми, когда они решают отказаться от комфорта этого мира и избирают иноческую стезю? Мир, который, по словам святого апостола Иоанна Богослова, лежит во зле (1 Ин. 5:19), никогда не сможет понять и принять тех мотивов, которыми руководствовались христианские подвижники.
Для современного, секуляризованного мира это навсегда останется тайной, он никогда не поймет душу, ищущую Бога и изо всех сил стремящуюся к Нему. Мир ищет победителей, сильных лидеров и ценит такие победы, как земной успех, материальное богатство, слава, в то время как истинный победитель тот, кто избавился от греховных страстей. Зачастую внешне подвижники кажутся физически слабыми, но за мнимой немощью всегда скрывается неимоверная сила духа.
Образы святых подвижников – свидетельство для нас о том, что дорога к Богу открыта для каждого. Святость – высокий идеал, но при этом не недостижимый. Каждый из нас призван восстановить в себе замутненный образ Божий и достичь богоподобия.
Святитель Феофан Затворник говорит, что мы становимся богоподобными лишь тогда, когда отрешаемся от всех привязанностей земных и прилепляемся к вещам духовным и небесным. И не случайно всех подвижников, угодивших Богу в иноческом чине, Церковь именует преподобными, то есть такими, кто в высшей степени достиг богоподобия. Таким образом, преподобные – это те люди, которые смогли реализовать в полной мере задачу, поставленную Творцом еще перед Адамом – будучи образом Божиим, стать также и Его подобием.
Записала Наталья Горошкова
Опубликовано: Thu, 14/09/2017 - 21:10