Савет 6: Које су опасности у молитви и духовним подвизима?

Из циклуса „100 духовних савета св. Игњатија (Брјанчанинова). Тумачење митр. Антонија (Паканича).

Свят. Игнатий (Брянчанинов): «Если оставишь всякое стремление к мнимому преуспеянию, возложив дело преуспеяния твоего на Бога и вручив временную и вечную участь твою воле Божией, будешь заботиться при молитве твоей единственно о внимании, от которого обыкновенно является и которому обыкновенно содействует умиление, то молитвенный подвиг твой получит правильность. Это значительно успокоит тебя. Спокойствие будет знамением милости Божией. Также я не советовал бы тебе очень вдаваться в рассматривание своей греховности. Достаточно, если будешь знать это. Духовный подвиг должен быть как можно менее сложным».

Митр. Антоний (Паканич): Вышесказанными словами святитель Игнатий еще раз обращает наше внимание на первостепенное и насущное. Здесь говорится о двух обязательных составляющих спасения, это — Богообщение и простота.

Без непрестанного Богообщения человек не может развиваться, расти, а, следовательно, и жить. Ключевую роль Богообщения, как жизненной необходимости в судьбе человека, можно сравнить с поливом для цветов или водоемом для рыб, без которых они просто напросто погибнут. И крайне опасно полагать, что можно без этого как-то обойтись.

В чем же состоит Богообщение? Это наша молитва, наши духовные труды, во время которых мы призываем Божию помощь и благословение, а также всегдашнее наше упование на Милость Господа и Его Промысл, и, безусловно, наше доверие Творцу. 
Постоянно предстоять пред Богом, искать Его присутствия и Его святой воли, наполняться Его благодатью — вот главная и естественная потребность нашей души, которая по своей природе относится к Божественной и, следовательно, успокаивается только в Боге.

Дальше, святитель Игнатий продолжает свою мысль и, исходя из личного духовного опыта, советует какой должна быть молитва и духовный подвиг. Духовный подвиг, по его слову, должен быть как можно менее сложным. Как это понимать? Дело в том, что любая сложность исходит от какой-либо кривизны внутри человека. Отсюда сложность и в общении, и в работе, и в духовной жизни. И наша задача распрямлять эти кривизны, держа в уме Божьи заповеди и слова. Все страсти — это искривлённые добродетели. И мы должны максимально приблизить себя и содержимое своего сердца в первоначальное состояние, то есть совершенное, безгрешное. И у каждого своя мера этого приближения. Святые показали нам пример, насколько это достижимо в земной жизни. Ведь именно эти достижения станут отправной точкой в вечной жизни и будут формировать дальнейшее развитие и продвижение души в вечности.

Не должно, — говорит святитель, — быть сложности и в молитве. Это значит, что не надо гнаться за состояниями, ощущениями, количеством, а «единственно о внимании». Внимание — это ключ к Богообщению. Сосредоточенная молитва — плод верующей души. Любые же изощренности и эмоции только вредят молитвенному делу.

Святитель Игнатий также рекомендует на зацикливаться на своих грехах, не рассматривать их и не смаковать. Знать о них, каяться и работать над ними. И всё. Не возвращаться в прошлое, не оглядываться назад, как это сделала жена Лота, за что и была тут же наказана, а идти вперёд.

Если подвести итог сказанному, то святитель Игнатий направляет нас к одной из важных добродетелей — простоте, которая и есть по сути мудрость; простоте, которая противостоит сложности и открывает двери к Премудрости. Отсутствие сложности и ухищрённости ведёт к чистоте и ясности. А мы знаем, что «Чистии сердцем Бога узрят». Не будет простоты и чистоты, не сможем видеть Бога, не придём к истинному Богообщению.

Поэтому, будем же исправлять свои искривления, не будем усложнять ни свою духовную жизнь, ни жизнь других, а станем просты как голуби, чтобы, в результате, быть мудрыми как змии, поскольку мудрость всегда произрастает из простоты.

Социальные комментарии Cackle