О једној од прилика за одбрану вере

Неколико речи о апологетици.

Как-то на глаза мне попалось расписание лекций в Московской духовной академии в 1880-1881 учебному году. Так вот, к своему удивлению, на первом курсе я увидел целых пять занятий в неделю по естественно-научной апологетике для всех трех отделений: богословского, исторического и практического. К слову, сегодня во многих духовных школах этому предмету уделяется где-то в пять-десять раз меньше времени, а в некоторых он и вовсе под забвением.

Я здесь не стану критиковать систему современного духовного образования, она у нас, действительно, очень хорошая и мне самому многое дала, но пример из учебного плана конца XIX века привел дабы лишний раз подчеркнуть важность того предмета, которым увлечен, и который сам теперь преподаю. Так вот, естественно-научная апологетика – это одни из разделов апологетики включающий весьма обширную номенклатуру тем. Название его говорит само за себя и становиться понятно, что данная дисциплина развивается вместе с появлением новых научных данных о происхождении мира, человека и т.п. Таким образом, естественно-научная апологетика, говорит об общехристианских догматах языком рациональным, формирует хорошее интеллектуальное основание, на котором можно уже «выстраивать» дальнейшие богословские знания.

Я уже не раз упоминал о спесивости и надменности современных атеистических «умников». Но умники есть и среди христиан, причем их научные поиски, в отличие от оппонентов, носят на себе «печать» определенного благоговения перед исследуемым миром. Одним из таких людей является британский физик-теоретик Джон Полкинхорн. Он работал в области теории элементарных частиц и сыграл одну из важнейших ролей в открытии кварков. В свое время мистер Полкинхорн занимал должность профессора математической физики в Кембриджском университете, а с 1974 года избран членом ведущего научного общества Великобритании – Лондонского Королевского общества по развитию знаний о природе. Такого человека дураком и мракобесом никак не назовешь, но он, при этом, является еще и священнослужителем Англиканской церкви и написал немалое количество книг по вопросам взаимоотношений науки и религии, а также других апологетических трудов.

Учитывая все сказанное, давайте хоть немного прикоснемся к естественно-научной апологетике используя некоторые темы, о которых писал мистер Полкинхорн.

Говорить будем об общих последствиях исследования вселенной, так как британский физик раскрывает нам некоторые выводы, свидетельствующие здесь о Творце. Нет ничего удивительного в том, что человечество смогло разобраться в непосредственно окружающем нас мире, ведь это является необходимым условием выживания. Например, если человек знает, что для его жизни представляет опасность нахождение на краю обрыва, то он поторопиться отдута удалиться. Такое поведение имеет прямое практическое значение и обусловлено пониманием силы тяготения Земли. Однако есть люди, которые пошли дальше прикладного восприятия законов природы. Так, например, Исаак Ньютон предпринял большой творческий скачек своего воображения и пришел к выводу, что та же сила, которая делает небезопасным обрыв, удерживает Луну на Земной орбите, а Землю – на Солнечной, более того, что сила тяготения дает нам возможность вообще понять весь принцип жизни Солнечной системы.

Дальнейшее развитие мысли говорит нам о том, что сейчас человечество обладает большим количеством знаний, не имеющих непосредственной практической значимости. Современное развитие науки демонстрирует нам, что способности людей к познанию принципов работы вселенной намного превышают пресловутую эволюционную необходимость обеспечивающую выживание. Мы можем проникнуть в тайны субатомного мира, в область жизни кварков и глюонов, мы можем написать карты космического искривления пространства-времени. Все эти и многие другие примеры не имеют практического влияния на нашу жизнь. В журнале «Популярная механика» как-то даже была отмечена мысль, что исследования дальнего космоса, пока еще не принесли ничего полезного для человечества кроме интеллектуального и морального удовлетворения. Еще раз подчеркну, что наше понимание принципов работы мироздания намного превышает простую необходимость, направленную на выживание человека. Об этом же пишет и Джон Полкинхорн в своей книге «Science and the Trinity The Christian Encounter with Reality»: «Утверждение так называемой эволюционной эпистемологии о необходимости применения приобретенных знаний для поддержания выживаемости, является лишь частичным пониманием данного вопроса, не достаточного для успеха науки».

По мнению британского профессора, еще один пример творческого скачка ума заключается в том, что именно математика является ключом к пониманию научных тайн (вспомним еще, что среди математиков большое число верующих людей). Из раза в раз ученые обнаруживают, что лишь уравнения обладающие практичностью и элегантностью оказываются основой для теорий, описывающих физическую реальность.

Безусловно, без эксперимента в физике не обойтись, но и этот эмпирический успех зависит от математики. Джон Полкинхорн говорит, что если ученые перестанут использовать абстрактные математические уравнения в качестве руководства в физических исследованиях, то в науке могут начаться деградационные процессы, ведь математика – это чистая мысль направляющая человеческий ум в структуре окружающего нас физического мира.

Теперь можно начинать говорить и об атеистическом мракобесии, ведь профессор отмечает – интеллектуальной слабостью является утверждение о том, что красота данной человечеству математики – лишь некий удачный случай. Именно поэтому источник этого знания следует искать вне пределов самой науки.

Вселенная является одновременно и рационально очевидной и рационально красивой в своем глубоком и достижимом уму порядке. Нельзя относиться к этому положению как к счастливой эволюционной случайности. Профессор Полкинхорн пишет, что нечто глубинное происходит в научном исследовании вселенной, и именно эта глубина толкает к ее метанаучному пониманию. Чисто материалистические парадигмы не способны пролить свет на эту таинственность познания вселенной. Здесь уже никак не обойтись без мышления религиозного. Именно оно приводит нас к пониманию, что разум в нашей голове и рациональная структура физического мира имеют общий источник в Боге. Таким образом, Бог является основателем нашей умственной жизни и нашего физического опыта. Здесь стоит привести слова американского экофилософа и теолога Холмса Ролстона: «Когда астроном, сквозь свой телескоп, всматривается в некую далекую галактику, он всегда должен помнить, что по эту сторону окуляра, в человеческой голове, в этих шести дюймах, содержится самая сложная физическая структура, с которой мы когда-либо сталкивались».

Далее Джон Полкинхорн пишет, что здесь можно говорить даже и о том, что способность научного познания красоты вселенной является даром Бога-Отца человечеству в образе Божьем. Сама же красота рационального порядка вселенной, не что иное, как отпечаток Божественного Логоса, а Святой Дух является наставником ученых ищущих Истину, сами же научные исследования – это молчаливые акты поклонения Творцу.

Перенесемся теперь непосредственно к Большому взрыву. Изначально все было очень просто. Космос представлял собой равномерно расширяющийся шар чистой энергии, однако, согласно общепринятому сегодня мнению, через 13,8 млрд. лет истории она стала невероятно разнообразной и структурированной. Как христианин и ученый, в отношении места религиозного знания в космологии, Джон Полкинхорн пишет: «Троичное богословие не требуется для того, чтобы увидеть историю мира, как реализацию фиксированного алгоритма, написанного Богом от вечности, но может дать возможность должным образом понять мир, как разворачивание великой импровизации, в которой принимают участие и Творец, и творение».

В этом небольшом тексте мы лишь самую малость коснулись тех многочисленных и интересных тем, которые содержит в себе естестенно-научная апологетика. Когда читаешь таких авторов как профессор Полкинхорн и сам проникаешься богагоговейным трепетом, который испытывают ученые перед раскрывающимся их глазам и уму величием мироздания. Честность и непредвзятость мышления некоторых из них, заставила даже пересмотреть свои атеистические взгляды. Так было, к примеру, с сэром Фредом Хойлом – одним из тех астрономов, кто разгадал удивительную цепочку ядерных реакций в звездах. Он признал, что такой процесс не может быть просто счастливым стечением обстоятельств – с этого и началось его обращение в христианство.

Я понимаю, что эта публикация носит немного сумбурный и незавершенный характер, но я хотел поделиться тем, что увлекает мой ум. У каждого из нас, конечно же, свои интересы, но иногда стоит взяться и за чтение таких авторов как профессор Полкинхорн, тем более что его книга «Вера глазами физика» переведена на русский язык и есть в открытом доступе.

Мы не в лесу и не в пустыне живем, а окружающем нас, где-то и агрессивном обществе и некоторые апологетические знания нам здесь могут пригодиться, ведь вполне может настать момент, когда свою веру придется защищать посредством интеллекта.

Протоиерей Владимир Долгих

Опубликовано: Wed, 11/05/2022 - 12:16

Статистика

Всего просмотров 2,072

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle