Неколико речи о исламу, или Да ли је Бог заиста један, а само су путеви до Њега различити?

Извештава протојереј Владимир Долгих.

Думаю, что многие сталкивались с обывательским мнением, что, мол, Бог один, а только пути к Нему разные, при этом неважно, к какой религии принадлежать или в кого верить.

Абсурдность такой позиции очевидна и, как правило, служит лишь оправдательным мотивом тех, кто не хочет глубоко разбираться в религиозных вопросах, ведь шевелиться придется, себя менять, а на это решится не каждый. Совершенно непонятно, каким путем к Богу может быть буддизм, если в нем, собственно, и Бога нет. Да ладно буддизм, но есть же монотеистические религии, самыми многочисленными из которых являются христианство и ислам. По некоторым данным, основатель мусульманства Мухаммед родился 22 апреля 570 (или 571) года. Разбираться в точности этой даты мы не станем, а просто используем ее как возможность поговорить о различии христианских и мусульманских доктрин. Этот вопрос мне кажется важным как ввиду обозначенного обывательского мнения, так и по причине того, что сегодня многие католические иерархи пишут послания и дают благословения на мусульманские праздники и посты, будто между христианством и исламом нет никакой разницы или разница эта столь незначительна, что ею можно пренебречь.

На самом деле на утверждении веры в Единого Бога все сходства между христианством и исламом заканчиваются. В остальных аспектах вероучения это две совершенно разные религии. Далее говорить мы будем преимущественно о суннитском направлении ислама как самом многочисленном, хотя шииты, алавиты, друзы, исмаилиты, ваххабиты и прочие направления также имеют немалое влияние в мусульманском мире.

Вернемся к учению о Боге. Как мы знаем, в Священном Писании Бог неоднократно именуется Духом. «Бог есть Дух» (Ин. 4:24), – пишет апостол Иоанн, праведный Иов говорит: «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня» (Иов. 33:3–4). В исламе понятие Духа не применяется к Аллаху, не может почитаться его атрибутом. По мнению шейха ал-ислам Ибн Таймийи: «Простое упоминание о чем-то вместе с Аллахом не означает, что это становится Его атрибутом. Определенные созданные вещи могут быть упомянуты вместе с Аллахом, и их атрибуты не становятся божественными атрибутами». Согласно Корану, понятие духа применимо только в отношении сотворенных сущностей, таких как человеческая душа или ангел. При этом интересно, что в исламе Аллах обладает свойствами, которые мы обычно почитаем тварными, например, зрение, слух, мощь. Это – вместе с волей, знаниями, жизнью, словом и способностью создавать – так называемые проявления доказательств сущности Аллаха. Нельзя не сказать, что христианство нам раскрывает внутреннюю природу Бога – учение о Троице – тогда как в исламе ничего подобного нет. Внутренняя природа Аллаха остается нераскрытой.

В христианстве мы считаем, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16), что Он обладает смирением, о чем и Сам Христос говорил (Мф. 11:29), мы также почитаем Бога святым (1 Пет. 1:15–16). В исламе всё по-другому: Аллах – любящий, но не любовь – между этими понятиями проводится существенная разница; смирение тоже не является свойством Аллаха, как и христианское понятие святости к нему не применимо. Свт. Василий Великий писал, что Бог не виновник зла, т. е. Бог не причастен к злу, а вот в исламе Аллах почитается источником как добра, так и зла. О других довольно интересных свойствах Аллаха говорит нам Коран: он замышляет козни (86:16), хитрит (3:54), обманывает (4:142), издевается и увеличивает беззаконие (2:15), увеличивает пороки в сердцах неверующих (2:10). В Коране встречается также указание на то, что Аллах не желает спасения всех людей: «Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: ‟Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми – всеми вместе!”» (32:13). Седьмая сура говорит о том, что часть людей и джинов была сотворена в заблудшем состоянии, хуже скотов, специально для мучений (7:179). Христианское учение, думаю, здесь нам хорошо известно, добавим лишь слова апостола Павла о том, что «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

Некоторые сходства христианства и ислама напрямую вытекают из веры в Единого Бога. Это касается вопроса творения. И люди, и Ангелы были созданы Богом. Разница заключается в отношении к джинам. В христианстве их вообще нет, бесы – это падшие Ангелы, по своей воле избравшие зло, тогда как в исламе джины изначально были созданы для Геенны из огня. Книга Бытия нам говорит, что после шести дней творения Бог «почил от всех дел своих» (Быт. 2:3), тогда как Аллах творит постоянно.

Отдельно нужно сказать об учении о человеке. Мы помним, что целью создания человека христиане считают желание Бога иметь сопричастников Своей блаженства. «Для того Он сотворил нас, – пишет прп. Максим Исповедник, – чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности». В исламе же Аллах создает человека для исполнения закона, для покорности; в нем нет ни образа, ни подобия Божьих, и создан он в том облике, в каком Аллах пожелал (82:8). Исходя из сказанного, гармонично выходит и учение о грехе. Согласно 102-му правилу Шестого Вселенского Собора, грех понимается как болезнь души, появившаяся в результате непослушания, нарушения заповеди, – эту тему я не буду развивать, мы в ней и так неплохо осведомлены. А вот в исламе, как уже можно было догадаться, грех – суть неисполнение предписаний закона, и никакой удобопреклонности ко греху, никакой греховной наследственности не существует. Более того, нет и свободы воли. И все наши поступки, добрые или злые, предопределены волей Аллаха. «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (54:49), – читаем в Коране, или в другой сунне: «Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора» (28:68), вот еще: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37:96).

Думаю, сказанного достаточно для того, чтобы понять, что христианство и ислам совершенно различные религии. Более того, существует мнение, что мусульманство, исходя из этимологии слова «религия», и религией назвать нельзя. Не вдаваясь в подробности, нужно отметить, что термин «религия» происходит от различных форм латинского глагола и в переводе может иметь три основных значения: благоговеть, соединять или воссоединять. Таким образом, одним из существенных свойств религии необходимо считать возможность единения Бога (божества) и человека, раскрытие Одного – другим. Всё это свое максимальное выражение находит в христианстве – в догмате вочеловечения и воплощения Сына Божия, в теснейшем единении человеческой и Божественной природ. В исламе же Аллах раскрывается человеку только через ангела, единственное исключение – явление Мусе (Моисею), даже Мухаммед не общался и не видел Аллаха, который обращался к нему через Джабриила, что, в свою очередь, представляется вершиной Откровения. Бога в исламе человек не должен искать, а только лишь исполнять предписания закона (шариата). Вот и получается, что если нет единения человека и Бога, если максимум Откровения – это явление ангела, то и религией ислам назвать нельзя. Вообще, проблема определения религии – это отдельная тема, но суть, я думаю, ясна.

Конечно, обозначенными фактами различие христианства и ислама не ограничивается. Я не призываю как-то противостоять мусульманству, но и диалог, по моему глубокому убеждению, здесь невозможен. Думаю, что никто даже и представить не может, чтоб, например, какой-то высокопоставленный имам или мулла благословляли христиан на Великий пост или на празднование Пасхи. Почему себе такие вещи позволяют те, кто именует себя христианами, непонятно. 

Социальные комментарии Cackle