Како остати веран Богу и Цркви?
Очинство Божије се остварује само у Цркви. Бог Отац не постоји изван Цркве. Ово је воља Божија. Св. Кипријан Картагински је то рекао овако: «Коме Црква није мајка, томе ни Бог није Отац».
Вне Церкви есть Бог Творец, Создатель и Судья. Родственные отношения, наше сыновство начинается с момента Крещения. Об этом на самом деле всё чинопоследование Таинства: «Да будет сын/дщерь и наследник(ца)». Бог Искупитель, Бог Спаситель, Бог, отдающий Сына на смерть для спасения верующих, есть только в Церкви. Верить в Церковь, быть церковным – значит принять всю полноту Его Отцовских качеств: Его Жертвы для нас, воплощения и искупления Сына. И самое главное – принять продолжения дела искупления во времени для всех племен и народов.
Именно в Церкви, как Теле Христовом, действует Троичный Бог. Она носительница всех даров Святой Троицы.
Сщмч. Сергей Мечёв из дела Христова на земле выносил два факта: создание Церкви, как Тела Христова, и жизнь этого Тела в Истине.
Во-первых, Христос пришел не для того, чтобы оставить интеллектуальные факты о Боге. Он, по слову новомученика, не оставляет «ученикам Своим того или иного письменного учения. Он пришел для того, чтобы на Своем Теле создать Церковь. – “Я созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Ее» (Мф. 16:17)”». Из первого положения ясно видно, что Церковь есть организм – Тело, которое оставляет Христос после Себя на земле, Сам оставаясь Главой этого Тела.
Во-вторых, в данном Теле Его Жизнь. Это главный феномен. «Он пришел для того, чтобы дать людям жизнь – “Аз есмь Путь, Истина и Живот”. Христианство – это не учение, а прежде всего жизнь, поэтому и Христос был здесь не учителем, а Тем, Кто первый на земле выявил Царство Небесное. И Церковь Его идет тем же путем, Она также есть то, что выявляет Царство Небесное, Она есть также не учение, но жизнь, Она прежде всего живет, а не учит, а если и учит, то учит жизнью».
Церковь выступает как носительница Христовой правды в Себе, она указывает Его как Путь. Этот путь возвещает Святой Дух, живущий и действующий в Церкви: «Когда Христос уходил от своих учеников, когда Он оставлял эту землю в образе человеческом, Он не говорил ученикам: “Запишите все, о чем Я учил” или “давайте Я напишу вам это”, но Он сказал: “Я пошлю вам Утешителя, Который наставит вас на всякую истину”; вот Он – Утешитель – “воспомянет вам вся” – все заставит вспомнить. Озарение Духом Святым, жизнь через Него и в Нем – это и есть жизнь Церкви».
Новомученик делает вывод: «Только постольку, поскольку Дух Святый живет в нас и учит, постольку и мы, братие и сестры, принадлежим к Православной Кафолической Церкви, и постольку на земле существует христианское делание».
Итак, церковность – это жизнь во Христе, в Его Теле, где Действует Святой Дух.
Соответственно, жизнь этого организма будет полноценной, когда все части его будут живыми, действующими и активными во Святом Духе. Все добродетели выявляются как дары Духа. Если в нас нет действий Духа, мы вне Церкви.
Церковь действует как единое целое с самого начала своей истории. Ей дана власть победы над обстоятельствами жизни. Она может менять историю, как отдельного человека, так и в целом мира. Этот факт замечает сщмч. Иоанн Восторгов. Рассуждая над историей освобождения ап. Петра из заключения, описанную в Деянии, он подытоживает: «Апостол Петр заключен в тюрьму, закован в колодки, его стерегут воины; его участь решена; определена казнь и смерти ему не избегнуть. Что же делает в таких обстоятельствах община христианская? “Между тем, – сказано в священной книге, – Церковь всю ночь прилежно молилась о нем Богу” (Деян. 12:5). И вот, чудом милости Божией апостол освобожден из тюрьмы, приведен, даже помимо воли и сознания к дому Марии, где все собрались вместе и молились о нем (ст. 12), и спасен для дела благовестия христианского. Так в единстве общения религиозного и в единении работы общественной обретали себе силы и залоги успеха великие и святые люди прошлой истории человечества».
Новомученики буквально были зачарованы Богочеловеческой природой Церкви, ею как носительницей Истины и спасения. Она в их письмах единое на потребу. Сщмч. Марк (Новоселов), еще будучи мирянином, писал в письме к другу в 1909 г.: «Если бы Вы спросили, около чего вращается теперь моя мысль по преимуществу, если не исключительно, я твердо бы ответил: около души и Церкви… душа и Церковь – есть то единое на потребу, к чему приложится все прочее, чему приложиться положено волей Божией… сокровищу, ради которого стоит продать все прочее, чтобы получить его… я все больше и больше… чувствую всю несокрушимость того Ковчега, непоколебимость Коего обещана нам Истинным Свидетелем, но тем ответственнее чувствуешь себя за ковчег своей души и за ковчег своей Церкви, которые тогда только могут быть в безопасности, когда прикреплены надежно к Ковчегу вселенскому. Довольно тесное общение, в течение почти 1,5 лет, с протестантствующей молодежью и встреча с заграничными представителями англиканства и баптизма еще больше внушили мне уверенность в несравненной истинности нашей Церкви, несущей в себе предание Духа Истины, и сознание исключительной важности всестороннего служения Церкви. Вот на этом предмете и следует нам всем сосредоточить главные силы». Ощущение, явное понимание себя как части Церкви и борьба за то, чтобы быть этой частью, убогий вид тех, кто вне Церкви, – вот о чем думает новомученик.
Отрыв от Церкви – это отрыв от счастья и жизни. Быть в Церкви – это быть приглашенным Богом в единение. Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) рассуждает: «Великое несчастье приносят людям те, что отвлекают их от Бога. Ибо это значит отpывать человека от Источника Истины, добра, кpасоты. Hо такое же великое зло несут и те, кто отклоняет верующих людей от Церкви Божией. Hекоторые люди говорят: можно быть верующими в Бога, а зачем еще принадлежать к Церкви... Такие суждения не веpны, Господь не желает видеть Своих последователей вне Церкви Божией: так, когда язычник Коpнилий сотник увеpовал в Бога, Господь повелел ему пригласить к себе Апостола Петра, чтобы тот научил его и крестил, присоединив чрез сие к церкви. В пеpвые годы существования Церкви Христовой, когда начала pаспpостраняться вера в Христа Спасителя, Господь всех верующих прилагал к Церкви Своей (Деян. 2:47). Hа то Господь наш и создал Церковь Свою, чтобы все верующие христиане объединились в ней, около Богочеловека, как своей Главы (Еф. 1:22–23)».
Если отпасть от Церкви есть величайшее зло, то как сохранить это единство?
Новомученики отвечают недвузначно на этот вопрос. Сохранять единство для сщмч. Офрия Одесского – это прежде всего нести подвиг послушания Церкви Божией: «Hам нужно деpжаться единой Святой Собоpной и Апостольской Церкви и никуда не уходить, несмотpя ни на какие хитpые обольщения.. Деpжитесь единой святой Церкви Божией, отдайтесь под Ее pуководство и вы будете в надежной пристани». А священномученик Дамаскин (Цедрик) призывает всех членов Церкви к делу: «Помните, что строителями Церкви являются не одни священнослужители, а все верующие, все стремящиеся ко Христу… Самое же строительство состоит в том, что мы сами себя полагаем кирпичиком святого здания Церкви Христовой, яже есть Тело Его». Церковь священномученика – это «мы – люди, духовно спаянные между собой любовью во Христе». О богослужении Владыка говорил в строительных терминах. Когда он, измученный пытками, камерами и лагерями служил, сидя на кафедре, когда надо было стоять, то замечал, что «мурую» сидя.
Протоиерей Андрей Гавриленко
Опубликовано: Tue, 06/12/2022 - 15:45