Правда ли, что каждому из святых нужно молиться в определенных случаях?
Почему в декабре так много памятных дней святых, разъясняет Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.
– Андрей, декабрь богат на праздники, в том числе на памятные дни святых угодников Божиих. Это и св. Екатерина, и св. Варвара, и ап. Андрей Первозванный и Св. Николай Чудотворец, также св. Спиридон Тримифунтский и другие. Как можно объяснить такое почитание святых Церковью?
– Почитание святых косвенно объясняется словами Самого Христа Спасителя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). Догматически же почитание святых было выражено в деяниях Седьмого Вселенского Собора, который постановил: «Кто не исповедует, что все святые… досточтимы пред очами Божиими, и не просит молитв у них, как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о мире, – анафема».
Столь распространенное почитание святых объясняется также и тем, что все православные христиане, как живые, так и умершие, как спасающиеся, так и уже достигшие единения с Богом, составляют единую Церковь – единое Тело Христово, единый богочеловеческий организм, так сказать, единую «Божию семью». Церковь охватывает собой не только этот видимый мир, но и мир невидимый. Церковь – это огромная, вселенская организация, которая построена на принципе любви, и потому каждый ее член должен заботиться не только о себе, но и о других.
По учению Церкви, высшее благо человека – это спасение, и поэтому в Церкви все устремлено именно к нему. И практика почитания святых – вовсе тому не исключение. Святой апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
– Не является ли такая практика почитания святых неким оскорблением величия Божия, умалением Его славы?
– Практика почитания святых вовсе не является некой альтернативой почитанию Бога и поклонению Ему. Послание Восточных Патриархов гласит: «Православная Церковь почитает праведников не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, Которому они благоугождали на земле своей жизнью».
Святые помогают нам не своей собственной силой, а постольку, поскольку они предстоят пред Престолом Божиим и потому могут ходатайствовать за нас пред нашим Творцом и Спасителем. По словам святого апостола Павла, по большому счету, у нас только один Ходатай – Господь наш Иисус Христос, Чьей Кровью мы искуплены от рабства диаволу (см. 1 Тим. 2:5–6). Святые же могут быть нашими ходатаями только в силу того, что являются, по слову известного православного богослова П. Евдокимова, «друзьями Жениха» – Христа и только от Него воспринимают благодать ходатайствовать о нас.
Таким образом, по природе мы имеем только одного Ходатая или Посредника между нами и Богом – Иисуса Христа. Святые же являются несколько иными посредниками – посредниками или ходатаями по благодати, данной им от Бога. И именно в силу этой благодати мы их почитаем и прославляем.
Для православного христианина святые – не столько посредники между человеком и Богом, сколько живые носители истинной веры, а их жизнь – высокий нравственный пример для каждого из нас.
Кроме того, почитание святых неразрывно связано с учением об обожении как о цели христианской жизни. Подобная связь наблюдается в произведениях преподобного Иоанна Дамаскина, который пишет: «Должно почитать святых как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих... потому, что они по собственному (свободному) расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище (своего) сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что Сам Он есть по естеству».
Святой пророк и псалмопевец Давид восклицает: «Дивен Бог во святых своих» (Пс. 67:36). Следовательно, Православная Церковь утверждает, что почитание святых – всегда христоцентрично. Поэтому говорить о том, что таковое почитание святых угодников каким-то образом оскорбляет Бога или же умаляет искупительный подвиг Христа, равнозначно утверждению того, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство дерева, благодаря которому эти плоды вообще появились на свет.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: почитанием святых, несмотря на всевозможные замечания противников подобной практики, мы нисколько не унижаем величие Божие, а только утверждаем возможность и важность действия Божественной благодати в человеке.
– Чем отличаются молитвы, обращенные к Богу, от молитв тому или иному святому?
– В своих молитвах мы прежде всего обращаемся к Богу и просим Его помочь нам, обратиться к нам, услышать нас. Ну а если случится просимое нами, если Бог действительно обратит внимание на нас, каковыми мы предстанем пред Ним в этот момент? Окажется ли в нас то, о чем мы говорим ежедневно Богу в своих молитвах: «Сердце сокрушенное и смиренное», которое единственно приятно Богу более всех всесожжений и жертв?
Весьма интересную мысль относительно того, почему мы в своих молитвах прибегаем к ходатайству святых, выразил однажды митрополит Сурожский Антоний: «Часто Бог не приближается к нам потому, что если мы в таком духе к Нему обращаемся, то встреча с Ним была бы для нас судом, перед которым мы не могли бы устоять. Он встал бы перед нами и сказал: Ты звал Меня – с чем ты передо Мною стоишь? И мы остались бы безмолвны, трепетны и осуждены». А вот святые, которым мы молимся – это как раз те люди, которые очистили свои сердца, люди, которые во сто крат более праведные, чем мы – и вот как раз для них такая встреча с Творцом судом и не будет.
Таким образом, мы молимся святым вовсе не так, как мы молимся Богу. Святые не заслоняют нам Бога и нисколько не уменьшают необходимости обращаться к Нему, ведь молитва – это прежде всего, как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст, наше общение с Богом, возвращение в утраченный нами некогда рай. И в связи с этим необходимо четко понимать, что мы не просим святых о даровании нам тех или иных благ, а просим их МОЛИТЬ БОГА О НАС. И никак иначе!
– Правда ли, что каждому из святых нужно молиться в определенных случаях? Например, к святой Екатерине обращаются незамужние девушки с просьбой помочь выйти замуж, св. апостолу Андрею Первозванному молятся о защите Отечества, а также он издревле почитается как покровитель моряков и рыбаков, святую великомученицу Варвару молитвенно просят о том, чтобы не умереть без исповеди и Святого Причастия, оградить от тяжких болезней и внезапной и скоропостижной смерти. Как и чем объясняется подобная практика? Существует ли какой-нибудь Устав?
– Один современный христианский писатель как-то сказал: «Немаловажной задачей церковного богословия является сдерживание натиска мифологического творчества народа». К сожалению, человек очень быстро и легко увлекается всевозможной мистикой и поверьями, и поэтому в нашей околоцерковной традиции сложилось такое мнение, что в определенных случаях (например, при тех или иных болезнях, в успехе на работе, торговли, семейной жизни и т. п.) нужно молиться определенным святым. Подобное представление о святых очень сходно с тем, как язычники воспринимали своих многочисленных богов, имевших ту или иную силу: одному богу молились об урожае, у другого просили хорошую погоду, у третьего – успехов в торговле, четвертый же помогал на семейном поприще.
Но мы, православные, должны помнить, что наши святые – это не какие-то языческие божки, по молитве к которым мы обязательно можем что-то получить, причем от одного святого – одно благо, от другого – иное. По меткому замечанию одного церковного автора, святые – вовсе не «специалисты по выдаче каких-либо благ» – они прежде всего наши ходатаи пред Богом.
Святые – не самостоятельные раздаятели благ, чудес и исцелений: вышеуказанные блага нам подаются исключительно Богом и более никем иным. Святитель Иоанн Златоуст замечает: молитвы святых имеют очень великую силу только в том случае, если мы сами готовы внутренне измениться: покаяться и исправиться. В противном случае никакие молитвы нам не помогут.
Святые помогают нам не в силу своих собственных заслуг, но посредством благодати Божией, изобилующей в них. Именно благодать дает святым силу предстательства пред Богом в молитве и, как следствие, в деятельной любви к людям. Бог дает святым совершать Свою волю в жизни людей. По замечанию одного христианского писателя, святые – суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви для помощи в спасении других.
Через ходатайство святых Сам Бог помогает нам во всех наших житейских нуждах. Именно с этим связано столь распространенное в нашем обществе представление о том, что определенные святые являются как бы покровителями тех или иных профессий или же ходатаями перед Богом в тех или иных житейских нуждах.
Кроме того, мы должны помнить еще и о том, что молитва, будь она обращена к Богу или же кому-то из святых – это вовсе не какой-нибудь магический заговор, после прочтения которого у нас моментально перестанет болеть голова или же мы вдруг выиграем в лотерею. Молитва, по словам святителя Феофана Затворника, – это речь ребенка к своему Отцу, лишенная всяких уловок и казистостей. Молитва – это прежде всего открытие своего сердца, обнажение своей души пред Господом в надежде на их скорейшее исцеление.
К сожалению, в силу нашей падшести нам иногда кажется, что Бог не слышит (или не хочет слышать) нас. Но это вовсе не так. Преподобный Никодим Святогорец отмечает: Бог не глух к нашим молитвам; очень часто в ответ на нашу молитву Он ниспосылает нам только то, что поистине полезно для нас в данный момент, хоть зачастую мы этого и не понимаем.
Беседовала Наталья Горошкова
Опубликовано: Fri, 09/12/2016 - 13:12