Можно ли заставить других людей ходить в храм?

Воскресная проповедь архимандрита Маркелла (Павука) в академическом храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы, священники, всегда радуемся, когда храм переполнен народом и все стоящие в храме усердно молятся. Еще больше радости, когда многие из вас, дорогие братья и сестры, приступают к Таинствам Исповеди и Святого Причастия. Ведь не случайно сказано, что радость великая бывает на небесах о едином грешнике кающемся (см.: Лк. 15:7). А с чем сравнить радость, когда кается не один или два человека, а большинство находящихся в храме! Здесь все мы, священники и миряне, благодаря участию в молитве и Таинствах, черпаем сугубую благодать, которая дает нам силы на обычные наши труды в предстоящие будничные дни недели.

Ныне мы празднуем событие Введения во храм трехлетней Марии, будущей Матери Сына Божия, Которую мы называем Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Все свои детские и девические годы Она жила при Иерусалимском храме, большую часть Своего времени посвящая молитве и рукоделию. Это продолжалось до тех пор, пока ее формально, так как Она решила хранить Свое девство, не обручили старцу Иосифу. Позже Дева Мария удостоилась через бессеменное чудесное зачатие стать Матерью Самого Господа.

Пресвятая Дева Мария любила храм Божий, отдала на служение при нем свои лучшие годы жизни. И в древности почти не было людей, которые бы пренебрегали посещением церкви. Даже все дороги прокладывались так, что они в первую очередь вели к дому Божию. Считалось, что дорога, которая не ведет к храму, бессмысленна. Храмы всегда были главными архитектурными доминантами и лучшим украшением всех городов и поселков. Ныне для многих людей польза от посещения храма не очевидна. Стоит ли с этим смириться и ничего не предпринимать? Кто-то приходит сюда изредка лишь для того, чтобы поставить свечку. У каждого из нас есть родственники и друзья, которые в храм не ходят. Мы им неоднократно пробовали объяснять необходимость посещения дома Божия, но они нас так и не услышали. Что делать?

Те, кто ходит в храм, когда-то ощутили здесь сугубую благодать и радость, а потому навсегда здесь остались. Следовательно, для того чтобы в храм пришли наши близкие, они тоже должны ощутить такую же благодать, как когда-то ощутили мы, стоящие в храме. Но насильно в храм не приведешь! Как же быть? Без усердной молитвы ничего изменить нельзя. Сердце ближнего может открыться для восприятия благодати, божественной любви, лишь благодаря молитве.

Многие скажут: «Я молюсь, но ничего не помогает». Это говорит о том, что мы еще не знаем, как правильно молиться. Господь не слышит молитву, которая сочетается, например, с духом осуждения, превозношения или тщеславия. А у нас всех часто так бывает. В храме мысли рассеиваются и останавливаются на всем, кроме молитвы. Нас завораживают, например, церковное пение, красивый, украшенный цветами иконостас, благоговейно служащий священник; мы можем осуждать молодых людей, не умеющих правильно вести себя в храме и ровно ставить свечу; кто-то успевает в храме по айфону просматривать новости и отвечать на смс, но только не молиться.

Почему так происходит? Дело в том, что молитва, вопреки мнению нерелигиозных скептиков, считающих молитву напрасным занятием, – самое трудное дело на земле. Как-то братия спросили авву Агафона: «Какая добродетель в подвижничестве наиболее трудная?» Он ответил: «Простите мне, я думаю, что нет большего труда, чем молиться Богу без развлечения, ибо всегда, когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его, ибо знают демоны, что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу. И во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, во время совершения его получает успокоение, а молитва до последнего дыхания требует борьбы». (Древний Патерик. Глава 12:2).

Внутренне человек всячески противится молитве. Мы привыкли (особенно в молодости) к постоянному движению, а здесь надо час или два, а иногда и три и более, почти неподвижно стоять. Мы торопимся сделать множество важных дел, а здесь нужно отложить всякое житейское попечение. Мы считаем себя самыми лучшими и успешными, а во время молитвы нужно почувствовать себя непотребными рабами и великими грешниками. Лишь при соблюдении этих условий мы можем слабо надеяться, что Господь нас услышит.

Кто из нас может сказать, что он умеет молиться так, как преподобный Арсений Великий? «Поздно в субботу… он оставлял солнце позади себя и простирал руки свои к небу, молясь дотоле, пока не воссияет солнце в лицо ему; после чего он садился», – сказано о нем в Древнем Патерике (Глава 12:1).

Даже те, кто все время занят, могут непрестанно молиться. Пример такой молитвы дает нам некий авва Лукий.  Некогда к нему пришли монахи, и спросил их старец: «Какое ваше рукоделие?» Они отвечали: «Мы не занимаемся рукоделием, но, по заповеди апостола, непрестанно молимся». И спросил старец: «Вы и не едите?» – «Едим», – отвечали они. Старец говорит: «Кто молится за вас, когда вы едите?» Монахи не знали, что ему ответить. Еще спросил у них: «Вы и не спите?» – «Спим», – отвечали они. Старец говорит: «Кто молится за вас, когда вы спите?» И не нашлись, что на это ответить ему. Тогда старец сказал им: «Простите мне, вы не делаете, как говорите. Я же вам покажу, что, занимаясь своим рукоделием, непрестанно молюсь. Размочив немного прутьев, я сажусь с Богом и, плетя из них веревку, говорю: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» (Пс. 50:1). И сказал им: «Не молитва ли это?» Те отвечали: «Да». Старец сказал: «Проводя целый день в работе, я зарабатываю более или менее шестнадцати монет. Две из них подаю в дверь нищим, а на остальные ем — и молится за меня принимающий две монеты, когда я ем или когда сплю, и по благодати Божией у меня совершается непрестанная молитва» (Древний Патерик. Глава 12:10).

Итак, дорогие братья и сестры, если мы хотим, чтобы Господь услышал нас, чтобы благодаря молитве пришли в храм наши близкие, постараемся сделать ее главным занятием нашей жизни, хотя мы и не аскеты-подвижники. Лишь молитва, пусть поначалу короткая, несовершенная и рассеянная, может оживить наш дух, просветить наши мысленные очи и преисполнить наши сердца подлинной любовью и радостью в этой жизни и удостоить вечной радости в Царствии Небесном. Аминь.

Опубликовано: Mon, 05/12/2016 - 13:18

Статистика

Всего просмотров 1,231

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle