«Я поднялся на 40-метровый горный каменный столп, где подвизается столпник-монах…»

О путешествии в Грузию фотографа Александра Бережного. Специально для портала «Православная Жизнь»

Я был в горах – я мир увидел,
                                                                                                     Каким не видел до сих пор, –
                                                                                                     Я на груди луну баюкал
                                                                                                     И с Богом вел там разговор.

                                                                                                     Важа Пшавела

Александр Бережной живет в Мариуполе и профессионально занимается фотографией. А еще любит путешествовать. Для этого он трудится целый год (Александр – руководитель автосалона Chevrolet), а в июле месяце, на который припадает его день рождения, преподносит себе подарок – путешествует с фотоаппаратом по странам и континентам. Одна из доминирующих тем фотохудожника – православные святыни. Год назад 62-летний фотограф вновь посетил Грузию, где в далекой молодости он служил в пограничных войсках СССР, был инструктором службы собак на горной заставе Горгазети. Он узнал, что в Имеретии, западной части Грузии, в горах, у реки Катскхура, возле старинного поселка Кацхи, что в переводе со старогрузинского означает «Вершина», стоит 42-метровый каменный столп, и на его вершине с небольшой площадкой на высоте 16-этажного дома построен миниатюрный храм Симеона Столпника…

Александр Бережной поднялся по вертикальной металлической лестнице на головокружительную высоту и увидел место подвига настоящего столпника – 61-летнего монаха Максима, который живет и молится здесь уже много лет. Оказывается, православный храм стоял здесь еще в VII веке, и подвизались в нем, подобно горным орлам, подвижники святой Иверии, пока полчища османского ига не добрались в этот монастырь, расположенный в горах. Монастырь и даже храм на столпе был разрушен до основания. И только в конце XX века ему суждено было возродиться…

Александр Серафимович недавно побывал в редакции нашего портала и вот что рассказал… 

– 45 лет назад я был призван в пограничные войска. Тогда и познакомился с Грузией и его гостеприимным народом. Всю жизнь мечтал опять попасть в горы, на заставу. И вот,  вооружившись фотоаппаратами, в четвертый раз лечу в Грузию…

За  три предыдущих поездки я посетил достаточно много прекрасных  мест: Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Гори, Мцхета, Вардзия, Боржоми, Ахалцихе, Казбеги, Цхалтуба, Зугдиди, Уреки, Гонио, Сарпи, Мистия, Уреки, Кобулети… Потрясающей красоты грузинские деревни, города, поселки, в каждом из которых сохранились грузинские святыни – монастыри и храмы времен равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Как известно, святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диаконисы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине непреодолимое желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия. Так юная Нина обратила в IV веке в православную веру целую языческую страну…

Я узнал, наконец, об Кацхийском столпе и Свято-Вознесенском монастыре, расположенном у его подножия. Оказалось, находится он в стороне от популярных туристических маршрутов, в труднодоступном крутом каньоне реки Катскхура горной Имеретии, в некогда крупном промышленном центре – Чиатурском месторождении марганца.

По преданию, в языческие времена здесь было культовое сооружение. Но уже в VII в. на вершине соорудили христианскую церковь. Вплоть до XV века в небо возносились молитвы монахов, но в результате междоусобных войн и вторжения Османской Турции место стало заброшенным и диким…

…В 1944 г. группа во главе с альпинистом Александром Джапаридзе сделала первый подъем на Кацхийский столп и обнаружила здесь руины храма, склеп и винный погреб.
Минуло еще полстолетия, пока на столп в 1990 г. не поднялся монах Максим, тогда еще послушник возрожденной здесь Свято-Вознесенской горной обители. Он увидел остатки храмовых стен, заброшенный погреб. «Здесь подвизались, как орлы на скалах, монахи-подвижники! А почему я не могу повторить их подвиг?» – воскликнул он, озирая прекрасную панораму вокруг. И начал день за днем здесь трудиться и подвизаться. Сначала на пожертвования, а затем и при финансовой поддержке государства  был возведен на столпе храм Максима Исповедника и домик-келья.

…В Кацхи я приехал жарким июльским днем после посещения пещерного города Вардзии. Увидел миниатюрную обитель и этот самый знаменитый Кацхийский столп… Попросил разрешения остановиться в монастыре. Мне радушно предложили комнату в гостевом доме. После утомительной дороги горная вода из душевого крана в монастырском саду казалась мне верхом блаженства! А далее было все, как в сказке…

Петровский пост. На столе трапезной ароматный мягкий грузинский хлеб, овощи, фрукты, фруктовый плов, травяной чай и мед. Я расспрашивал о монастыре и о столпе. Оказалось, старец Максим, как именует его братия, сейчас находится внизу, в монастыре, и я могу с ним пообщаться! Годы суровой жизни – более 20 лет – на каменном столпе в условиях повышенной влажности подорвали его здоровье – воспаление легких. Отец Максим проходил лечение внизу, в монастыре.

Гостевой дом и храм обители у подножия столпа (вид сверху)

Столпник о. Максим и Александр Бережной

Мы долго беседовали. Старец Максим поведал мне историю возрождения обители. Его очень волновали события в Украине, сказал, что он и вся братия, как и весь православный народ Грузии, молятся о мире в Украине… И потом, к моей великой радости, монах-столпник разрешил мне подняться утром на столп. «Ты мужчина, тебе можно, – сказал он. – А женщинам по Уставу не положено, хотя было много паломниц, желающих увидеть эту красоту…»

Кацхийский столп

В 2 часа ночи меня пригласили на службу в нижнюю часовню, где я увидел ребят 13-15 лет. Как выяснилось позже, это были школьники из Тбилиси, которые на каникулах приезжают в монастырь на послушание – помогать по хозяйству, в благоустройстве обители. Здесь я познакомился и с семинаристом Александром, очень грамотным и интересным молодым человеком. Утром он провел меня по горным тропам, показал места, откуда лучше всего был виден столп для съемки.

Перед утреней трапезой отец Максим предоставил мне молодого монаха, в связке с которым мы должны были подняться на 40-метровую высоту.  Это произошло как-то чудесно. С молитвой, без остановки, на одном дыхании, не смотря вниз, за какие-то 5-7 минут я оказался на вершине, не успев испугаться и запыхаться… Будто невидимая сила Ангела-хранителя помогала мне. «Так всегда бывает с тем, кто поднимается сюда с верой и благоговением», – объяснил мне сопровождающий.

Главное – не смотреть вниз…

Келья столпника

Я увидел площадку приблизительно в 100 кв. м, напоминающую уютный дачный дворик с миниатюрным храмом и кельей. Внутри небольшой кельи с печуркой – аскетический порядок и уют. Рядом с ней – древний винный погреб и склеп. Здесь же на территории растет хвойное дерево, высажена смородина, виноград, цветы. Площадка ограждена легким заборчиком. Нет ощущения высоты. В храме тишина и благодать. Рядом на дереве висит колокол. В углу территории – бачок рукомойника. Как я узнал, вода, питание и другие жизненно необходимые вещи поднимаются сюда ручной лебедкой. 

У храма Симеона Столпника

Потрясающий красоты вид монастыря сверху дополняет эту идиллию. Отсюда видны монастырские кельи, Вознесенский храм, гостевой дом, трапезная, фруктовый сад. Посреди двора на камне Болнисский крест, датируемый VI веком… Я подумал тогда: а как на столпе зимой, в стужу, снегопады, бураны и затяжные грузинские дожди? И представил, как о. Максим встает на ночную молитву, зажигает лампаду, свечи и молится… Между небом и землей о всем мире… Может, благодаря таким подвижникам – афонским, грузинским, почаевским, киево-печерским, египетским, сербским, русским – всей нашей Православной Церкви, и хранится эта маленькая планета Земля и все живущие на ней…

Здесь подвизается о. Максим и летают орлы…

Попадая сюда, забываешь о своих проблемах. В народе это святое место называют «Крепостью одиночества». Неизвестно ни имя человека, которому пришла идея так назвать этот столп, ни имя христианина, который много веков назад воздвиг здесь храм. Однако дошло его послание, высеченное на камне древнегрузинской вязью:  «Я огромный грешник, поэтому построю на столпе два дома: один для Бога, один для монахов».

Сейчас подвизается здесь отец Максим. И я уверен: имя его будут помнить потомки за его духовный подвиг – возрождение этой древней христианской святыни. Благодарю Бога, что познакомился с этим удивительным человеком, общался с ним и получил его благословение.

Рассказ и фото Александра Бережного
Записал Сергей Герук

От редакции. Александр Бережной предложил присылать нам для публикации фотосессии своих работ. Через месяц он снова посетит Грузию и расскажет о своих новых впечатлениях.

Опубликовано: Thu, 16/06/2016 - 16:41

Статистика

Всего просмотров 499

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle