Кто и зачем убивает киевские святыни
Михаил Дегтярев – искусствовед, действительный член Нью-Йоркской академии наук, один из давних, последовательных и смелых защитников киевской старины, автор книг о древнем Киеве и множества статей по проблемам охраны памятников истории и культуры. К сожалению, с годами защитно-протестной работы у Михаила Георгиевича не убавляется. Меняются власти, а отношение к историческому Киеву как было варварским, так и остается таковым.
Михаил Георгиевич предварил нашу беседу историей, которая, как мне кажется, весьма показательна. В 2008 году в издательстве «Кий» должна была увидеть свет его книга «Історичне середовище Києва: хроніка нищення». Рукопись хвалили, поздравляли с успехом и скорым выходом книги. Но вдруг издательство объявило: издавать не будем, кризис, мол, бумага подорожала. Дело, по мнению Михаила Георгиевича, в другом. Выход книг такого плана нежелателен для тех, кто заинтересован безнаказанно хозяйничать в историческом центре города.
– Михаил Георгиевич, как за последние годы изменился Киев и что сегодня вызывает у вас особую тревогу?
– С наступлением эпохи украинской независимости и формирования рыночных отношений столица Украины, наш древний Киев, постепенно стала утрачивать значение важного восточнославянского духовного и просветительского центра. Одной из причин явилась хаотичная, бессистемная застройка города, его исторической части с нарушением всех действующих норм и правил в угоду так называемой элите, нуворишам, толстосумам, которые, непомерно обогащаясь, наносят древнему городу непоправимый ущерб.
Огромные здания-монстры – офисы, отели и торговые центры – стали бесцеремонно внедряться в центр столицы, в то время как в исторических центрах Европы для них отводятся территории за пределами центральной части города. Эти новостройки препятствуют не только эстетическому восприятию исторических и архитектурных памятников Киева, но и несут угрозу их существованию.
Особую тревогу вызывает то, что здания-монстры все чаще появляются на сакральных территориях, таких, к примеру, бесценных объектах списка ЮНЕСКО, как София Киевская и Киево-Печерская Лавра. В буферной зоне Софии, которой является фактически вся территория так называемого города Ярослава, уже противоправно возведен не один десяток многоэтажек. Рядом с комплексом Софийского заповедника функционирует подземный бассейн фитнес-центра, бетонная коробка которого нарушила веками сложившуюся циркуляцию подземных источников. За 10 лет существования фитнес-центра подземные воды поднялись на 6-7 метров и неумолимо ведут свою разрушительную работу. Наклонившуюся колокольню Софии Киевской уже называют Пизанской башней.
Даже в атеистические советские времена вряд ли могла быть возможной маразматическая идея превращения Софийской площади в сплошную автостоянку. Тогда учитывалось, что смог и вибрация могут нанести непоправимый ущерб фрескам и мозаикам Софии, чудом сохранившимся со времен Киевской Руси.
На Софийской площади выросло здание отеля «Хайят», громада которого лишает монументальности Софийский собор и нарушает его духовную перекличку с Михайловским златоверхим собором. Один гостивший у нас греческий архитектор сказал: «Не представляю, чтобы у нас рядом с Парфеноном построили нечто подобное».
Еще один железобетонный монстр – противоправно возведенная на Михайловской площади гостиница «Интерконтиненталь», нарушившая визуальную ось между Михайловским собором и Андреевской церковью.
Наглядный пример надругательства над духовными традициями нашего народа – возведение на сакральной территории Древнего Киева, улице Владимирской, 12, офисного здания «Миллениум», порвавшего визуальную связь Андреевской церкви и Софии.
Автором всех названных сооружений является человек приезжий, не киевлянин – экс-главный архитектор Киева Сергей Бабушкин, превративший Киев в полигон для своих архитектурных экспериментов.
Еще один шедевр – огромное здание на улице Грушевского, 9а, препятствующее духовной перекличке храмов Верхнего Киева с храмами на Печерских холмах.
К подвигам одиозного архитектора можно отнести монстр над Аскольдовой могилой и небоскреб на Кловском спуске, 7а, который буквально наезжает на историческую панораму Киево-Печерской Лавры. Когда-то верующие, идущие в Лавру на поклонение, падали и молились ее красоте. Говорят: красота спасет мир. Сегодня нужно спасать красоту.
Из-за новостроек в буферной зоне Киево-Печерской Лавры рушатся пещеры. Никто не знает, как этот процесс остановить.
Справедливости ради замечу, что и другие архитекторы грешны, включая коренных киевлян. К примеру, Владимир Смирнов, автор отеля «Ривьера» на Подоле, построенного в охранной зоне одного из старейших в Европе фуникулеров, который перекрыл ось между Андреевской церковью и церковью Рождества Христова на Почтовой площади, Юрий Бородкин, автор здания у подножия Владимирской горки, затмившего вид на величественный монумент Святого Владимира.
Андреевская церковь – шедевр мирового значения, построенная на холме, где по преданию побывал апостол Андрей, потерялась среди новостроев. Раньше ее, парящую над Подолом, можно было видеть с любой точки этого района. Теперь же трудно найти такую точку. Когда-то возле Андреевской церкви стоял милиционер с мотоциклом и пропускал только самый необходимый транспорт. Теперь холм содрогается от потока машин, фундамент церкви разрушается от новостроек. Каждое утро иду на работу и со страхом смотрю – стоит ли еще Андреевская церковь?
Трещит по швам восстановленная церковь Рождества Христова на Почтовой площади.
– А в чем причина такого строительного беспредела?
– Главная причина строительного беспредела с нарушением всех и всяческих норм – банальное поклонение золотому тельцу, которое все более ширится среди нового поколения наших соотечественников. Всему виной коррупция, пронизавшая наше государство. В сфере архитектуры и строительства, где циркулируют мощные финансовые потоки, участники строительного комплекса благодаря негласной круговой поруке богатеют прямо пропорционально урону, нанесенному нашему культурному наследию. Это инвесторы, которые выискивают золотые метры в центре Киева, чиновники госструктур, получающие взятки за разрешительные документы, архитекторы, которые не брезгуют заказами на проектирование заведомо антизаконных новостроек, и, конечно, сами застройщики.
– Может, законы у нас не совершенны?
– Законы есть, причем наше охранное законодательство не менее суровое, чем, скажем, в странах Европы. В последние годы правительство ратифицировало целый ряд международных конвенций, хартий о необходимости сохранения нашего культурного наследия. Но если в цивилизованных странах такие законы работают и их нарушители несут наказания, то у нас не было ни одного случая, чтобы виновного наказали, независимо от масштаба преступления. Мне, например, неизвестен ни один случай, чтобы виновный в ущербе, нанесенном культурному наследию, возместил убытки, хотя это требование четко прописано в 66-й статье Конституции Украины.
– Существует мнение, что все происходящее – это естественный и неизбежный процесс урбанизации. Мол, «все вечности жерлом пожрется», как сказал поэт. В какой степени можно с этим согласиться?
– На мой взгляд, это не просто ошибочное, а крайне опасное мнение. На самом деле это лукавство. Надо различать, где нормальный процесс урбанизации, а где форменный градостроительный вандализм. К сожалению, даже некоторые уважаемые специалисты, историки-киевоведы, высказывают такие же примиренческие мысли. Не хочу утверждать, но, возможно, и они получают за это какие-то дивиденды.
Беседовал Валерий Полищук
Опубликовано: Tue, 22/03/2016 - 13:54