Экуменизм в Православии: риск или перспектива?
Об «играх» в единство Церкви Христовой — священник Олег Точинский
Глобализационные процессы, происходящие в мире, не обошли стороной и религию. Различные союзы и содружества государств, которыми сегодня пестрит политическая карта мира, как и любой аспект нашей жизни, имеют две стороны медали. Наряду с огромным экономическим потенциалом, который наращивается в процессе объединения капиталов передовых держав, параллельно уничтожают аутентичность народов, их населяющих. Так коротко можно охарактеризовать глобализацию в мире.
Однако, каковы проявления глобализации в религиозной сфере? Оправдано ли «содружество» религий и деноминаций, которое сейчас принято именовать экуменизмом?
Два экуменизма
Сам по себе термин «экуменизм» весьма безобиден и означает — «обитаемый мир, вселенная». Так, слово «Οικουμενικό» мы встречаем в греческом варианте названия Константинопольской Православной Церкви или — Вселенского патриархата. В этом названии знакомое нам слово используется для того, чтобы обозначить свою позицию по отношению к другим Поместным Православным Церквям, то есть — «над всем миром».
Но существует и другой «экуменизм», которым сегодня весьма модно называть чрезмерно тесное общение религий, в том числе — христианских деноминаций. К превеликому сожалению, именно этот экуменизм, весьма неоднозначно популяризируется в наше время. Православную Церковь буквально втягивают в так называемое «всехристианское единство», и, надо сказать, многие в православном мире этой идее поддаются.
Те, кто отстаивают идею единства Православия, католицизма и протестантизма, часто объясняют свои фантазии цитатой из Святого письма: «Чтобы все они были одно» (Иоан. 17, 21). Однако, стоит заметить, что в данной ситуации экуменисты, скорее, неверно трактуют этот отрывок из Евангелия, ведь нашей истории известно время, когда все действительно были — одно, как и хотел Христос.
Заигрывание с принципом единства
Говорить сейчас об отступлении от принципиальных вопросов христианской веры лишь ради какого-то призрачного единства — абсолютно не обоснованно.
«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18), — говорит Христос, указывая на то, что Церковь будет единой, несмотря на то, что врата ада будут постоянно посягать на Ее целостность. А что там, за этими адовыми вратами? Кто может с уверенностью убедить в том, что за ними нет экуменизма?
Неосторожное поведение, заигрывание с принципом единства Церкви Христовой, о котором мы регулярно провозглашаем во время Божественной Литургии, воспевая Символ веры, может привести скорее к плачевным последствиям, чем к каким-либо перспективам. Ведь, по большому счету, бывшие в истории Церкви унии тоже можно классифицировать как экуменизм, но что доброго принес этот экуменизм в среду Церкви в те времена, кроме расколов, нестроений и бедствий?
Грань между взаимообщением по культурным и социальным вопросам представителей различных христианских церквей и «уходом с головой» в духовное саморазрушение — слишком тонкая. Важно, чтобы «игра в экуменизм» не стала частью повседневной жизни православного христианина. Подытожить все выше сказанное можно словами апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (Фес. 2:15). Иными словами храните верность Православной Церкви, какими бы «сладостными» не были приманки экуменизма.
Опубликовано: Thu, 03/09/2015 - 19:05