Посредством пения на Литургии Трисвятого Церковь Небесная и Церковь земная сливаются воедино

Эта песнь является для нас свидетельством и доказательством того, что мы живем среди Ангелов и служим Богу вместе с ними. Само пение Трисвятого на Литургии говорит нам о том, что Церковь Небесная и Церковь земная – это одна Церковь. Рассмотрим, почему это так.

История происхождения Трисвятого

Данное молитвословие имеет небесное, ангельское происхождение. Оно было услышано людьми от святых Ангелов.

В книге святого праведного Николая Кавасилы «Изъяснение Божественной Литургии» есть такие слова о Трисвятом: «Песнь сия прията от ангелов, заимствована из псаломской книги пророка, принята Христовою Церковью и посвящена Троице, ибо слово: святый, трижды взываемое, есть слово ангелов; а слова; Боже, крепкий и, бессмертный суть слова блаженного Давида, когда он говорит: “возжажда душа моя к Богу, крепкому, живомуˮ (Пс. 41:3)».

Под псаломской книгой пророка праведный Николай, конечно, имеет в виду Книгу пророка Исаии. А именно место из нее, где пророку было видение о том, что святые Серафимы перед престолом высоким, с Восседающим на нем Господом, пели эту песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Эта песнь довольно похожа на новозаветное Трисвятое, где также трижды упоминается слово «Святой» в отношении Бога, что, конечно, указывает на то, что Господь – это Святая Троица: Единая по существу, но Троичная в Лицах. Отец, Сын и Святой Дух. И каждому Лицу Ангелы взывали «Свят», т. е. «Святой». Примечательно, что имя Божие Саваоф (Цеваот) переводится с еврейского как «Господь Воинств». В первую очередь здесь имеются в виду ангельские небесные Воинства. Намек на Трисвятую песнь, как указал выше праведный Николай Кавасила, есть и в стихах боговдохновенного Давида: «возжада душа моя к Богу, крепкому, живому» (Пс. 41:3). Приведем текст Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». У Давида: «Богу, крепкому, живому». А Кто такой Бессмертный, если не Живой. Яхве. Сущий. И снова у пророка Давида мы видим троичность «Бог, крепкий, живой», что тоже нам, конечно, говорит о Святой Троице.

Теперь обратимся к истории непосредственно самого Трисвятого.

Во время патриаршества на Константинопольской кафедре святителя Прокла (кстати говоря, ученика святителя Иоанна Златоуста), который управлял Церковью двенадцать лет, с 434 года по 447 год, в Малой Азии случилось страшное землетрясение, которое продолжалось несколько месяцев. Этот природный катаклизм привел к великим изменениям: разрушались города, исчезали целые реки, а в местах, где доселе было сухо, происходили наводнения.

Жители Константинополя во главе с Патриархом Проклом и императором выходили из города и совершали молебны об избавлении от беды. Во время одного из таких богослужений некий мальчик (отрок) Божественной силой был унесен в такую небесную высоту, где глаз человеческий его уже не мог видеть. И там – в вышине – он видел и слышал, как Ангелы славословят Господа: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Та же Божья сила его опустила обратно. И он рассказал обо всем людям. Тогда весь народ запел: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» и прибавил от себя «Помилуй нас». И когда молитва была пропета, землетрясение тут же прекратилось.

Все были настолько удивлены этим великим чудом, что императоры Пульхерия и Феодосий императорским указом ввели пение Трисвятого на Литургии. Это закрепил своим оросом и Четвертый Вселенский Собор, проходивший в 451 году. В знак этого святые отцы Собора пропели Трисвятое.

Так как Трисвятое, в большей своей части, было не творением рук человеческих, но услышано от Ангелов, его еще называют Ангельскою песнью.

Почему же мы поем эту песнь на Литургии именно в этом месте – после малого входа?

Место Трисвятого в Божественной литургии

И это место не случайно. Вспомним, что символизирует собой малый вход с выносом священнослужителем Святого Евангелия. Это, конечно, выход тридцатилетнего Христа на проповедь. А когда всё состоялось? Во время Крещения Господня. Именно потому праведный Николай Кавасила в своей книге называет малый вход «Явлением Евангелия». А мы вспомним, как называется еще праздник Крещения? Он называется Богоявлением. Потому что миру явилась Святая Троица: Отец и Сын и Святой Дух. Сын крестился от десницы Иоанновой. Святой Дух сошел на него с отверстых Небес в виде голубя, и послышался глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

И какое же песнопение уместно здесь? Пение Трисвятого, когда ангельский и человеческий хор согласно славословят Святую Троицу. О присутствии Ангелов же на Литургии, сослужащих священнослужителям, говорят нам и священнические молитвы малого входа.

К примеру, тайная молитва священника в этом месте, называемая молитвою входа, звучит так: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Т. е. иерей просит у Бога, чтобы Ангелы вошли в алтарь вместе с ним и сослужили ему. А когда священник благословляет вход, то он говорит: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Т. е. мы верим, что все святые и Ангелы в этот момент входят в алтарь.

И на Литургии в храме, вокруг Престола Божия, где через короткое время совершится великое Таинство Евхаристии, стоят и священники земные, и почившие святые, и небесные Ангелы. И Церковь Небесная, и Церковь земная сливаются воедино в славословии Святой Троице: Отцу, Сыну и Святому Духу.

И здесь, как нельзя лучше прозвучат слова самого святого Николая Кавасилы:

«…Чрез явление Христа, пренебесного и вместе земнородного, Ангелы и человеки составляют единую Церковь, один хор. Посему-то после явления Евангелия и входа (в алтарь) мы поем эту песнь, как бы взывая: Сей, пришедший к нам, поставил нас с Ангелами и присоединил к хору их. Это так».

В Церкви Господь наш Иисус Христос поставил нас с Ангелами и присоединил к хору их. Вот ради чего действительно стоит жить и за что держаться в этом бренном мире.

Протоиерей Андрей Чиженко

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle