День за днем. Священномученик Иоанн Ансеров. 6 мая
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство (Лк.12:32)
Священномученик Иоанн родился 8 сентября 1873 года в селе Чарус Рязанской губернии в семье пономаря. В 1887 году Иван окончил Духовное училище, в 1893-м – Рязанскую Духовную семинарию и был назначен учителем в церковноприходскую школу.
В 1894 году Иван Дмитриевич был рукоположен во диакона, спустя три года – во священника. Отец Иоанн был законоучителем, преподавал Закон Божий в женской гимназии. Вскоре был возведен в сан протоиерея.
В конце двадцатых годов в городе началось тотальное закрытие храмов. Председатель горсовета предложил передать Успенскую церковь, где служил о. Иоанн, под ссыпку зерна.
В феврале 1930 года в храм приехала посланная властями комиссия с целью опечатать храм. Община, в свою очередь, направила своего представителя с ходатайством в Москву. Ответа не последовало, но храм не закрыли.
Успенская церковь стояла на краю кладбища и не была ограждена. 27 мая 1931 года протоиерей Иоанн совершил в Успенской церкви Литургию. Около трех часов дня загорелась колокольня, и огонь перекинулся на храм. В результате - колокольня и деревянный храм полностью сгорели, спасены были только иконы. Пожар начался внутри колокольни, на довольно большой высоте, поэтому сразу же возникла версия о поджоге. По городу пошли слухи, что храм подожгли безбожники, для того чтобы обвинить в поджоге верующих.
Через три дня протоиерей Иоанн Ансеров, староста храма и двенадцать монахинь, живших в доме возле храма были арестованы и заключены в тюрьму. Их обвинили в антисоветской деятельности и поджоге храма.
9 августа 1931 года «тройка» ОГПУ приговорила протоиерея Иоанна к пяти годам ссылки в Казахстан.
В конце 34-го года протоиерей Иоанн вернулся из ссылки и стал служить в Преображенском соборе - единственном действующем храме в городе. Но уже 23 февраля 1935 года областной исполком принял решение о закрытии Преображенского собора.
Священники и верующие, опротестовывая это решение, направили вышестоящим властям жалобу. Однако, несмотря на жалобы верующих, Президиум ВЦИКа постановил собор закрыть. В ответ верующие направили новое ходатайство. «30 сентября 1935 года, – писали они, – местной властью у нас изъят Соборный храм – единственный во всем городе, где верующие находили себе утешение…Нужно справедливо сказать, что Соборный храм со всею утварью и ценностями был по договору сдан обществу верующих и содержался в должном порядке и ценности охранялись по всем правилам советской законности…Ныне Соборный храм приведен в самое плохое состояние – половина его занята под склад разных товаров, и в этой половине весь иконостас сломан и уничтожен. Во второй половине Собора насыпано зерно… иконостас частично стоит, но иконы из него изъяты и проданы. Ценности и весь инвентарь и все имущество… увезено.
Общество верующих мыслит, что в Советском Союзе не может быть такого гнусного отношения к массе до 3000 человек…На основании выше изложенного общество верующих просит ЦК оказать ему реальную помощь о возврате храма, так как таковой взят без ведома верующих и без мотивов…»
Власти постановили взамен собора отдать верующим кладбищенскую церковь, но председатель Горсовета распорядился не отдавать и ее. И в ответ на запросы ВЦИКа отписал, что просьба верующих удовлетворена.
В разгар гонений на Церковь начались массовые аресты священников. Основываясь на лжесвидетельствах, 21 февраля 1938 года арестовали протоиерея Иоанна Ансерова. 8 апреля 1938 года следствие было закончено. Протоиерея Иоанна приговорили к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. В тяжелых условиях заключения он быстро лишился здоровья, и его, как потерявшего трудоспособность на 90%, перевели в группу инвалидов.
Протоиерей Иоанн Ансеров скончался в легере 6 мая 1940 года и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников в августе 2000 года.
Опубликовано: Sat, 06/05/2023 - 08:30