День за днем. Священномученик Виктор Киранов. 30 марта

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим.8.35)

Ничто и никто не может разъединить со Христом верующих в Него, соединенных с Ним кровью и плотью. Ни опасности, ни гонения. По слову священномученика Киприана Карфагенского «гонения есть испытание и проверка наших душ. Бог пожелал, чтобы мы были испытаны, как Он всегда испытывает своих; но в этом Его испытании у верующих нет недостатка в Его помощи».

Священномученик Виктор родился 8 марта 1881 года в семье священника Михаила Киранова, который происходил из древнего болгарского священнического рода.

Виктор Михайлович окончив духовную семинарию, избрал, сначала, светскую карьеру, поступил в университет. Однако уже через год оставил учебу и решил отдать все силы служению Церкви. Женился на дочери священника, выпускнице Симферопольского женского духовного училища. В 1905 года был рукоположен во священника.  Был назначен законоучителем в земскую школу. В начале двадцатых годов стал настоятелем Вознесенского собора в Бердянске, а после его закрытия в 1928 году – настоятелем Покровской церкви и благочинным Бердянска. Как свидетельствовали его современники это был духовно красивый и сильный человек.

Все храмы в окрестностях Бердянска были в ту пору уже закрыты. И священники в надежде как-то выжить и хоть изредка участвовать в Таинствах, пришли в город. Покровская церковь была единственной действующей в городе, и протоиерей Виктор дал в ней приют всем оставшимся без приходов священникам. Он создал кассу помощи малоимущего духовенства, что спасало от голода семьи гонимых священников.

Несколько раз в Бердянск приезжал архиепископ Днепропетровский Георгий (Делиев).  В 1936 г. он был арестован. По слабости и малодушию, не желая терпеть ни скорбей, ни лишений, архиепископ Георгий пошел на поводу у следователя и оговорил знакомых епископов и подчиненное ему духовенство. Показав о протоиерее Викторе и других священниках Бердянска, что все они были завербованы им для контрреволюционной деятельности.

Покровский храм оказался под угрозой закрытия. Служившие здесь священники решили воспрепятствовать этому. Было организовано приходское собрание, оно состоялось после Божественной Литургии и участие в нем приняли около 4000 человек. Прихожане выступили с протестами. Однако это не помогло – вскоре храм закрыли, а священников Покровской церкви арестовали и заключили в тюрьму.

Отцу Виктору предъявили абсурдные показания лжесвидетелей и начальник Бердянского НКВД потребовал, чтобы священник их подтвердил, но отец Виктор отказался. Допросы и избиения отца Виктора стали круглосуточно. Следователи сменялись, а  обвиняемый священник допрашивался на протяжении 13 суток – перерыв был сделан один раз на 6 часов. Через месяц измученный отец Виктор подписал против себя лжесвидетельства. Однако прокурор нашел показания неубедительными и снова начались допросы. Отцу Виктору предъявили обвинения в антисоветской агитации, при­вле­чен был как лжесвидетель от­рек­ший­ся от са­на свя­щен­ник, слу­жив­ший ра­нее вме­сте с от­цом Вик­то­ром в По­кров­ской церк­ви.

Осознав весь ужас и коварство происходящего, увидев, как растаптывается его личность, топчутся плоды его веры, он собрался с силами и отказался от своей подписи под предыдущими протоколами допросов, письменно отказался от первоначальных показаний, выбитых у него.

В итоге, протоиерей Виктор Киранов был  приговорен к 8-ми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он много писал своим родным. Сохранилась трогательная переписка. В одном из первых писем из лагеря священник написал супруге: «…Трудно, противно и обидно, но ничего не поделаешь. Принимали доброе, примем безропотно и плохое, заканчивать жизнь где-нибудь да нужно, слава Богу, что дал возможность искупить этим путем бесчисленные грехи перед Ним, тобой и семьей…»

Родные всячески поддерживали отца Виктора. Регулярно высылали продукты, одежду, лекарства. Но с началом Великой Отечественной войны ситуация резко ухудшилось: заключенные стали умирать, оставшись без поддержки родных, которые сами оказались в бедственном положении.

Протоиерей Виктор Киранов скончался в лагере 30 марта 1942 г. и был погребен в безвестной могиле.

Теги

Социальные комментарии Cackle