Испытание войной: наше завтра зависит от того, что мы делаем сегодня

Война продолжается, идет день за днем, а мы, православные, постепенно входим в Великий пост.

В последнее воскресенье перед Святой Четыредесятницей Церковь вспоминает об изгнании Адама и призывает всех к прощению. Сегодня эти темы приобретают особую важность. Мне кажется, что во все предыдущие времена к чину прощения мы относились несколько формально. Общая атмосфера в храме, слезы на глазах некоторых прихожан и спокойное пение хора создавали атмосферу, к которой равнодушным не оставался никто. Однако, к сожалению, мы позабыли, откуда пошла традиция просить друг у друга прощения, а из уст вылетали фразы наподобие: «Если чем обидел, то прости». В таком случае хочется ответить: «Коль уж ты реально чем-то обидел, то зачем все эти “еслиˮ?» Только представьте, как это будет выглядеть, когда мы перед Богом начнем устанавливать некоторые условия, и свое покаяние начинать с «если»? Это и не покаяние будет вовсе. Но оставим эти размышления для мирного времени. Сейчас мы живем в условиях войны. Напомним себе, что традиция просить прощения перед началом Великого поста пришла к нам от монахов-пустынников, покидавших свою обитель ради строжайшего аскетизма в пустыне и действительно осознававших, что они могут живыми в монастырь не вернуться. Война вносит свои значительные коррективы в нашу жизнь. Для нас перестало существовать «завтра» в привычном понимании, теперь каждый понимает, что «завтра» может и не наступить или принести такие испытания, от мысли о которых кровь стынет в жилах. Таким образом, мы не по форме, но по содержанию попадаем в ситуацию, подобно древним аскетам. Отсюда и традиция просить прощения друг у друга приобретает схожий контекст, ведь каждый реально осознает, что может случиться и так, что до Пасхи некоторые из нас не доживут. Дай Бог, чтоб война поскорее закончилась, но мы же прекрасно понимаем, что чем дольше она продолжается, тем больше человеческих жизней она унесет.

Бояться не стоит, мы сейчас вступаем в покаянный период, а это очень важно не только для каждого из нас, но и для государства, народа в целом, и вот почему. Война, безусловно, зло, но зло не берется ниоткуда. Зло совершается человеческими руками, а начало боевых действий, несущих страдания, насилие и смерть – это особая концентрация зла. Зло совершается человеческими руками, а раз уж так случилось, что теперь оно бушует в нашем Отечестве, то от каждого из нас теперь зависит возможность противодействия ему добром. У военных свои задачи, на то они и военные, их борьба носит внешний характер. Я же сейчас говорю о внутренней борьбе, доступной как солдату, так и гражданскому человеку. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21), – пишет апостол Павел. Так вот, покаяние – это возможность привнести добро, доступная каждому. Пусть даже количество зла вокруг нас не уменьшится, но мы точно можем увеличить количество добра. И здесь с уверенностью можно сказать, что человеческие усилия по взращиванию добра в себе не останутся не замеченными Господом. Великий пост – это наша десятина Богу, десятина, которую мы сегодня «отрываем» от себя как нельзя искренно.

Война является пограничной ситуацией, как писал Карл Ясперс, ситуацией, когда каждый человек, оказавшийся перед лицом испытаний, перед лицом смерти, срывает с себя маску и обнажает сердце, становится настоящим. В таких обстоятельствах кто-то замыкается в себе, превращается в жлоба, наэлектризовывается и пытается укусить всех вокруг, лелеет в своей душе ненависть и злобу, путая их со справедливым гневом. В таком случае к внешнему злу прибавляется еще и внутреннее. А кто-то раскрывается, проявляет настоящий героизм, переосмысливает жизнь, приобретает вечные ценности, учится любить и сострадать. К этому нас и призывает Христос, когда в воскресном Евангелии мы слышим Его слова: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19–21). От лицемерия, в котором реально погрязли мы все, Спаситель предостерегает каждого, когда говорит о необходимости поститься не перед людьми, а перед Богом. Но, наверное, самые тяжелые для современной ситуации слова звучат так: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14). Как мы понимаем, в этом году это касается не тех, кто наступил нам на ногу в троллейбусе, не тех, кто продал нам просроченные продукты, даже не тех, кто подставил нас на работе. Величина зла подразумевает как минимум возможность аналогичной величины прощения. Это, безусловно, трудно, это безумно трудно, это практически невозможно, но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27), потому всякий, кто стремится к торжеству абсолютной любви, обязательно ее достигнет.

Посмотрите на мир вокруг нас, взгляните не только на улицу за окном, но на всю нашу планету. Как сильно мы ее изуродовали! Современные «жрецы» прогресса все твердят о поступательном перманентном и качественном развитии человечества, но при этом не видят, как люди находят все более изощренные способы убийства, причем не только индивидуального, но и массового. Войны не перестают сотрясать нашу Землю, только теперь эта беда коснулась нас непосредственно. Единицы летают в космос, а десятки тысяч в сутки умирают от голода. Мы стали беспощадными эксплуататорами по отношению к собственному космическому дому. Всё это – последствия прогресса, а точнее, грехопадения, о котором нам напоминает Адамово изгнание. Сщмч. Иларион (Троицкий) прогрессу противопоставляет преображение, а преображение только и возможно, когда через покаяние должен умереть ветхий человек и родиться новый.

Итак, немного подытожим сказанное. Война – это зло, но зло, созданное руками падшего человека. Память об Адамовом изгнании указывает на причину зла и крайнюю, глубокую испорченность каждого из нас. Мы проявляли «близорукость», когда не замечали войн вокруг нас и думали, что нас это никогда не коснется. Каждый своими грехами и своими преступлениями внес свою лепту в общую «копилку» зла. Настало время трезветь и наполнять «копилку» добра. Главный шаг в этом направлении – покаяние и умение прощать. Ненависть и злоба – это путь в никуда, тупик, деградация человечности, превращение в демона-разрушителя. Война обязательно закончится, и нужно будет жить дальше, а какими мы будем в той новой, послевоенной жизни, зависит от того, как мы будем поступать сейчас.

Протоиерей Владимир Долгих

Теги

Социальные комментарии Cackle